Путешествие по шахматному королевству

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга
«Радуга»

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
ГБДОУ детский сад
Центрального района СПб «Радуга»
протокол от 29.08.2023 №1

УТВЕРЖДЕНА
Приказ от 02.10.2023 г. № 145-од

Тимофеева
Наталья
Николаевна

Подписано цифровой подписью: Тимофеева Наталья
Николаевна
DN: c=RU, st=г. Санкт-Петербург, l=г. Санкт-Петербург,
title=Заведующий, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ
САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "РАДУГА",
1.2.643.100.3=120B3032303938343436303439,
1.2.643.3.131.1.1=120C373832353732303431373133,
email=gdou_raduga@mail.ru, givenName=Наталья Николаевна,
sn=Тимофеева, cn=Тимофеева Наталья Николаевна
Дата: 2023.10.05 17:19:07 +03'00'

Заведующий
_______________________ Н.Н. Тимофеева

с учётом мнения Совета родителей
протокол от 29.08.2023 №1

Дополнительная
общеобразовательная программа
физкультурно-спортивной направленности
по обучению дошкольников игре в шахматы
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ШАХМАТНОМУ КОРОЛЕВСТВУ»
Возраст воспитанников: 5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года

Автор-составитель:
СИРОТКИНА НИНА МИХАЙЛОВНА,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

№ стр.

Пояснительная записка

3

Методические указания по усвоению программы

4

Ожидаемые результаты

5

Учебно-тематический план для детей старшей группы (5 – 6 лет)

5

Учебно-тематический план для детей подготовительной группы
(6 – 7 лет)

6

Используемая литература

8

2

1. Пояснительная записка

Образовательная программа «Обучение детей старшего дошкольного
возраста игре в шахматы» предназначена для детей 5-7 лет и включает в себя
теорию и практику игры в шахматы. Образовательная программа «Обучение
детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы» направлена на освоение
общекультурного уровня и имеет физкультурно-спортивную направленность
Актуальность
Актуальность данной программы определяется востребованностью занятий и
всевозрастающим интересом детей и подростков к шахматному искусству.
Шахматы – это интеллектуальный поединок противников, воплощенный в
бескровном сражении который разворачивается между двумя армиями на поле
битвы из 64 клеток. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать,
добиваться решения поставленной перед ним задачи. Человек с детства, привыкший
обдумывать каждый свой ход в шахматах, перенесет эту привычку и на другие дела.
Выдающийся швейцарский детский психолог Жан Пиаже утверждает, что в возрасте
6-12 лет происходит формирование механизма «действие в уме», т.е. это период,
когда ребенок учится проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем что-либо
сделать или сказать. По мнению Ж. Пиаже, ошибки, заложенные в этот период, в
механизм «действия в уме», в дальнейшем исправляются с большим трудом. Игра в
шахматы является идеальной моделью для обучения этому навыку, а также обучает
навыкам постоянного принятия решения.
Педагогическая целесообразность
Привлечение детей к занятию спортом является одним из важных
приоритетов воспитания. Увлечение и любовь к шахматам, заложенные в детстве,
как правило, остаются с человеком на протяжении всей его жизни. В шахматной
игре проявляется органичное единство борьбы и творчества, интеллектуальной
задачи и эстетической красоты. Шахматы являются гимнастикой памяти, воли,
ума, служат организации культурного досуга детей. Обучение детей игре в
шахматы положительно влияет на формирования образовательного и культурного
кругозора, интеллекта и характера учащихся.
Отличительные особенности данной программы
Наряду с обучающими функциями, большое место занимают воспитательные
и развивающие функции. Шахматы рассматриваются, и как средство, ведущее к
умственному развитию детей, и как средство для формирования быстроты реакции
на меняющиеся ситуации. Программа направлена на формирование творческих
качеств личности, развитие познавательной активности учащихся, их
самостоятельности в принятии оптимальных решений в самых различных
ситуациях, требующих повышенного внимания, избирательности в оценке
разнообразных факторов. Обучение по данной программе позволит повысить
3

уровень логического мышления детей, будет способствовать обретению детьми
умения самостоятельно принимать решения.
Цель
Создание условий для формирования образовательного и культурного
кругозора, интеллекта и волевых качеств характера у детей через овладение
основами игры в шахматы.
Задачи:
Образовательные:
 дать знания об истории возникновения шахмат;
 привить элементарные навыки игры в шахматы;
 дать начальную систему знаний, умений и навыков по основам шахмат:
правила игры, шахматную нотацию, ценность фигур, постановку простейших
матов, простейшие принципы игры в дебюте
Развивающие:
 развить внимание, логическое мышление и память;
 развить творческое воображение, изобретательность, умение обобщать;
 развить умение анализировать.
Воспитательные:
 воспитать чувство ответственности и уважение к сопернику;
 воспитать морально-волевые качества: объективность, самокритичность,
настойчивость, усидчивость, самообладание, самоконтроль.
Формы и режим занятий
Программа предназначена для детей 5-7 лет. Принимаются все желающие
обучиться игре в шахматы. Учебная группа состоит из 8 – 10 человек. Занятия
проходят два раза в неделю, продолжительность одного занятия для старшей группы
– 25 минут, для подготовительной группы – 30 минут (всего 64 занятия в год)
Учебные занятия проводятся в игровой форме и состоят из теоретической части и
практических упражнений
2. Методические указания по усвоению программы
Обучение в учебных группах ведется по следующим принципам:
1.Принцип наглядности.
При изложении учебного материала педагог пользуется демонстрационной доской,
плакатами, диаграммами, иллюстрациями, сочетая наглядность со словесным
объяснением. Демонстрируя шахматную партию, педагог руководит наблюдением
детей за процессом игры, выделяет важнейшие моменты в ходе партии, подводит
4

детей к эвристическому осмыслению связи между событиями на шахматной доске в
соответствии с их индивидуальными особенностями.
2.Принцип доступности.
Этот принцип означает, что включенные в программу знания, умения, навыки
должны быть доступны, то есть учебный материал должен соответствовать
возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности, учебному
времени. Однако доступность не означает облегченность.
3.Принцип повторения.
Согласно этому принципу необходимо проверять усвоение детьми пройденных тем
посредством проведения конкурсов, тренировочных партий, упражнений на
заданную тему.
3. Ожидаемые результаты
По окончании обучения дети:
 будут знать правила шахматной игры;
 овладеют шахматной нотацией (смогут называть поля на шахматной доске)
 будут знать сравнительную ценность фигур (абсолютную и относительную);
 будут знать основные принципы разыгрывания дебюта;
 будут уметь ставить линейный мат, мат ферзем, мат ладьей;
 будут уметь решать задачи в 1-2 хода;
 разовьют внимание, логическое мышление и память;
 разовьет творческое воображение, изобретательность, умение обобщать;
 разовьет умение анализировать;
 воспитает чувство ответственности и уважение к сопернику;
4. Учебно-тематический план для детей старшей группы
(5 – 6 лет)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Раздел

Количество занятий
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие
2
1
1
Основы шахматной игры
35
15
20
Элементы шахматной партии
8
3
5
Игровая практика
18
1
17
Итоговое занятие
1
1
Итого занятий
64
20
44
Продолжительность занятий с детьми в старшей группе 25 минут

5

Вводное занятие.
Теория. Знакомство с шахматами. История возникновения шахмат в Индии
(легенда), их развитие.
Практика. Игра по истории шахмат.
Основы шахматной игры.
Теория. Шахматная доска. Вертикаль. Горизонталь. Диагональ. Начальное
положение фигур. Название шахматных фигур. Ходы шахматных фигур. Ладья.
Слон. Ферзь. Король. Конь. Пешка. Превращение пешек. Правило взятия на
проходе. Шахматная нотация (шахматный алфавит, название поля). Шах. Виды
шахов. Защита от шаха. Мат. Пат. Ничья. Рокировка. Последовательность
осуществления рокировки. Виды рокировки. Условия, при которых возможна
рокировка Ценность фигур. Матование одинокого короля. Линейный мат. Мат
ферзем. Возможность пата. Оппозиция. Мат ладьей.
Практика. Решение упражнений. Решение элементарных задач. Разыгрывание
позиций. Игры и конкурсы, закрепляющие теоретическую часть.
Элементы шахматной партии
Теория. Правила игры в начале партии. Правило «взялся-ходи». Дебют. Центр.
Борьба за центр. Развитие фигур. Безопасность короля.
Практика. Решение задач. Разыгрывание позиций. Игры и конкурсы, закрепляющие
теоретическую часть.
Игровая практика
Теория. Правила поведения во время игры в шахматы. Этика шахматиста.
Практика. Учебно-тренировочные партии. Разбор партий.
Итоговое занятие
Подведение итогов года. Сеанс одновременной игры.
5. Учебно-тематический план для детей подготовительной группы
(6 – 7 лет)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Раздел

Количество занятий
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие
1
1
Основы шахматной игры
10
5
5
Элементы шахматной партии
15
7
8
Основы шахматной тактики
18
8
10
Игровая практика
19
1
18
Итоговое занятие
1
1
Итого занятий:
64
23
41
Продолжительность занятий с детьми в подготовительной группе 30 минут
6

Вводное занятие
Правила поведения во время занятий. Правила поведения при проведении
шахматных турниров
Основы шахматной игры
Теория. Повторение пройденного материала. Ходы шахматных фигур. Взятие на
проходе. Шах. Мат. Пат. Рокировка, как способ обезопасить своего короля. Все о
рокировке. Матование одинокого короля. Линейный мат и мат ферзем. Мат ладьей.
Оппозиция. Цугцванг
Практика. Решение упражнений. Решение элементарных задач. Разыгрывание
позиций. Игры и конкурсы, закрепляющие теоретическую часть.
Элементы шахматной партии
Теория. Дебют. Как начинать партию. Принцип быстрейшего развития фигур.
Борьба за центр. Безопасность короля. Миттельшпиль. Что делать после дебюта.
Организация атаки на короля после дебюта. Эндшпиль Принципы игры в эндшпиле.
Принцип централизации. Принцип активности. Принцип взаимодействия фигур.
Реализация материального преимущества. Организация разменов для упрощения
позиции и проведения пешки в ферзи, как способ реализации материального
перевеса.
Практика. Решение задач. Разыгрывание позиций. Игры и конкурсы, закрепляющие
теоретическую часть.
Основы шахматной тактики
Теория. Использование геометрических мотивов. Тактические приемы с помощью
линейных фигур – ферзя, ладьи, слона. Двойной удар. Определение двойного удара.
«Вилка». Связка. Определение связки. Методы борьбы со связкой. Открытое
нападение. Определение открытого нападения. Открытый шах. «Мельница».
Двойной шах. Отличие двойного шаха от открытого нападения.
Практика. Решение задач. Конкурс задач по тактике. Игры и конкурсы,
закрепляющие теоретическую часть.
5. Игровая практика.
Теория. Правила поведения во время проведения учебно-тренировочного турнира.
Этика шахматиста.
Практика. Учебно-тренировочный турнир. Разбор партий.
Итоговое занятие.
Подведение итогов учебно-тренировочного турнира. Подведение итогов года.

7

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. М., ФиС, 1972.
2. Блох М. Комбинационные мотивы. М.Ассоциация учителей физики, 2000.
3. Блох М. 1200 комбинаций. М., ФиС, 1992.
4. Голенищев В.А. Программа подготовки юных шахматистов IV и IIIразрядов. М.,
ФиС, 1979.
5. Журавлев Н.И. Шаг за шагом. ФиС, 1982.
6. Зак В.Г. Пути совершенствования. М., ФиС, 1986
7. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций Киев.1988.
8. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. М., ФиС, 1980.
9. Костьев А.Н. Уроки шахмат. М., ФиС,1984
10. Эстрин Я. Б., Панов В.Н. Курс дебютов. ФиС,1982.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.