Похонская Л.Н., Игротека для малышей (1-й год обучения),Похонская Л.Н.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
Центрального района Санкт-Петербурга «Радуга»

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
ГБДОУ детский сад
Центрального района СПб «Радуга»
протокол от 29.08.2023 №1

УТВЕРЖДЕНА
Приказ от 02.10.2023 г. № 145-од

Тимофеева
Наталья
Николаевна

Подписано цифровой подписью: Тимофеева Наталья Николаевна
DN: c=RU, st=г. Санкт-Петербург, l=г. Санкт-Петербург,
title=Заведующий, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТПЕТЕРБУРГА "РАДУГА",
1.2.643.100.3=120B3032303938343436303439,
1.2.643.3.131.1.1=120C373832353732303431373133,
email=gdou_raduga@mail.ru, givenName=Наталья Николаевна,
sn=Тимофеева, cn=Тимофеева Наталья Николаевна
Дата: 2023.10.05 17:15:59 +03'00'

с учётом мнения Совета родителей
протокол от 29.08.2023 №1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(3-4 года)

«ИГРОТЕКА для МАЛЫШЕЙ»

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Похонская Любовь Николаевна,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург
1

Пояснительная записка
В 3 года ребенок еще экспериментирует со словами, интуитивное чувство языка еще не
заглушено обиходом болтовни, поток детских вопросов еще не иссяк. Именно в это время у
ребенка воспитывается особая чуткость к звучанию слов, что очень поможет ему в дальнейшем
в процессе обучения грамоте. Прежде чем познакомить детей с буквами должен быть
добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква - это знак звука. Знакомство с
буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается
этим знаком. Дети приобретают представления о звуках, способе и месте их образования,
начиная узнавать эти звуки в звуковом ряду, в отдельных словах. Начиная с трех лет у детей
закладываются основы фонетико – фонематического аспекта речи.
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки, расширение словаря,
совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие речевого
аппарата.
Именно данная программа позволяет затем ребенку легко, научится читать и писать.
Во время занятий дети с удовольствием принимают участие в составлении рассказа по
картинке, раскрашивают и дорисовывают отдельные фрагменты. Устанавливают простейшие
причинно – следственные связи.
Вместе с интенсивным развитием речи у детей формируется контроль, за собственной
речью. Детей младшего дошкольного возраста необходимо побуждать использовать в своей
речи глаголы, наречия, имена прилагательные, числительные и предлоги. Поддерживая у
детей, желание говорить, взрослый на занятии задает наводящие вопросы, просит повторить
фрагменты повествования.
Особое внимание следует уделять развитию артикуляции. Артикуляционный аппарат у
детей этого возраста, не приобрел гибкость и подвижность, необходимые для правильного
произношения звуков. Артикуляционная гимнастика подготовит речевой аппарат ребенка к
правильному звукопроизношению.
Так как формирование речи ребенка начинается, когда движения пальцев достигает
достаточной точности. Пальчиковые игры используются постоянно, они дают возможность
«прочувствовать» свои пальцы, ладони, познать возможности своего тела. Игры с пальчиками
способствует не только развитию мелкой моторики, но и развитию речи.
Самый благоприятный период развития интеллектуальных способностей человека от 3 до
9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом
возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышления, внимания. Преждевременное
обучение ребенка недопустимо, так как в результате может, сформирована минимальная
мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в
дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в
эмоциональной сфере.
Цель программы:
Развитие у детей познавательной речевой активности и формирование культуры речевого
общения.
Задачи программы:
-активизация смысловой стороны речи, понимание речи;
-расширение словаря;
-развитие связной речи;
-знакомство с понятием звук и развитие умения простого звукового анализа;
-подготовка мышц артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, дыхательной
системы;
-развитие тонкой моторики рук и тактильной чувствительности;
-развитие творческих и интеллектуальных способностей.
2

Программа рассчитана на один год обучения
Принципы построения программы:
-Учет особенностей каждого ребенка.
- Игровая форма проведения занятий.
-Создание доброжелательной атмосферы во время занятий.
-Частая смена деятельности (с учетом возраста)
Ведущая деятельность - игровая, продуктивная.
Методическое обеспечение программы:
В процессе обучения младших дошкольников используются следующие методы:
-словесные (объяснение, рассказ, беседа, чтение)
-наглядные (наблюдение, демонстрация)
-практические (игры, упражнения)
Во время взаимодействия, не только педагог, но и ребенок активно участвует в процессе
обучения. Чем старше дети, тем чаще используются методы самостоятельной работы.
Использование различных методов обучения на занятиях позволяет решить поставленные
задачи и развить ребенка, обогатить отношения педагога и ребенка.
В зависимости от поставленных задач, занятие строится следующим образом:
-изучение нового материала.
-закрепление и систематизация знаний умений и навыков детей.
-проверочные задания.
Формы и режим занятий
Основной формой работы с детьми являются игровые занятия, их продолжительность:
Младшая группа 1 год обучения: 2 раза в неделю по 15 мин.
Ожидаемые результаты обучения:
1 год обучения: (3-4 года)
-рассказывает по вопросам педагога.
-согласовывает слова в предложении.
-определяет первый звук в слове.
-умеет определять количество слогов в слове и выкладывать схему слова.
-умеет регулировать свою речь.
Учебный план 1-го года обучения (Младшая группа)
№
п/п
1

2

3

Месяц

Наименование разделов и тем.

сентябрь

Знакомство с органами артикуляции, развитие
воображения, внимания.
Формирование к занятиям по данному курсу.
Совершенствование связной речи.
Развитие связной речи. Расширение словаря.
Активизация тактильных ощущений.
Знакомство со звуками А, У, О. Обучение способности
узнавать этот звук в словах.
Укрепление мимической мускулатуры.
Совершенствование тонкой моторики рук.

октябрь

ноябрь

Количество
занятий
4

8

8
3

декабрь

4

январь

5

февраль

6

март

7

апрель

8

май

9

Развитие диалогической речи.
Знакомство со звуками И, Ы, Э, М.
Обогащение словаря.
Активизация гибкости мышц языка.
Осуществление простейшего звукового анализа.
Знакомство со звуками Н, П, Б.
Увеличение объема словаря. Развитие диалогической
речи, грамматического строя.
Тренировка силы и гибкости мышц артикуляционного
аппарата.
Знакомство и работа со звуками Ф, В, Т.
Закрепление умения составлять описательный рассказ.
Увеличение словарного запаса.
Контроль за мышечными ощущениями. Обучение
слоговому анализу.
Знакомство со звуками Д, Л, К.
Развитие связной речи, грамматического строя,
слогового анализа.
Совершенствование мелкой моторики рук. Активизация
внимания, памяти, мышления.
Знакомство со звуками Г, Х, Й.
Реализация простейшего звукового анализа.
Совершенствование возможности мышц
артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук.
Знакомство со звуками С, З, Ц.
Совершенствование аналитических способностей.
Дифференцирование движений языка и его способности
изменять артикуляционное положение.
Знакомство со звуками Ш, Ч, Ж.
Подведение итогов.
Итого:

8

8

8

8

8

4

64

Календарно-тематический план работы по программе (Младшая группа)
№
занятия
1

Тема

Цель занятия

Знакомство

Познакомится с детьми.
Вызвать интерес к
занятиям
Знакомство с органами
артикуляции. Тренировка
мелкой моторики рук.
Формирование интереса к
данному курсу.
Научить детей составлять
простой описательный
рассказ с помощью
взрослого.
Развитие представлений о
различных эмоциях.
Умение их проявлять.

2

Ежонок и
Лисенок
попадают в лес

3

Составление
рассказа

4

Разные
настроения

Методическое
обеспечение
Мягкие игрушки.
Мяч.

Примечание

Мягкие игрушки.
Картинки с
изображением леса.
Картинки с
изображением детей
в лесу. Зеркала для
каждого ребенка.
Мягкие игрушки.
Листы с
иллюстрациями.
4

5

Развитие связной
речи.

Развитие умения
составлять описательный
рассказ Активизация
тактильных ощущений.
Расширение словаря.
Тренировка
артикуляционной
мускулатуры.

6

Составление
рассказа

7

Знакомство со
звуком А

Обучение способности
узнавать этот звук в
словах.
Развитие артикуляции.

8

Расширение
объема словаря

9

Знакомство со
звуком У

Развитие памяти,
внимания умение
рассуждать.
Развитие мелкой
моторики рук.
Познакомить детей со
звуком У. Учимся
узнавать звук в словах.

10

Закрепить
умение узнавать
звуки А и У

11

Знакомство со
звуком О

12

Развития
грамматического
строя речи

13

Знакомство со
звуком И.

14

Развитие
диалогической
речи

Цветные карандаши.
Картинки с
изображением
животных и птиц.
Кусочки меха.
Артикуляционные
карточки с
изображением
заборчика и
трубочки.
Листы с
иллюстрациями.
Рисунки с
картинками со
звуками А. Зеркала.
Сюжетные картинки.
Картинки с
изображением
открытых ворот.
Картинки с
изображением
улитки. Листы с
изображениями.
Зеркала.
Игрушки, в названии
которых есть звуки А
и У.
Мяч, зеркала.

Развитие умения
классифицировать
предметы по их
признакам.
Совершенствование
артикуляции.
Познакомить со звуком
Листы с
О. Формирование
иллюстрациями. Игра
представлений о
волшебный мешочек.
звукоразличении.
Зеркала.
Развитие связной речи.
Листы с сюжетными
Развитие
картинками.
артикуляционных
Карандаши, зеркала.
навыков.
Совершенствование
тонких движений пальцев
рук.
Познакомить с гласным
Игрушка мышонка.
звуком И. Укрепление
Игры со словами.
мимической
Карандаши.
мускулатуры.
Обогащение словаря.
Листы с
Тренировка воображения,
иллюстрациями.
мышления, памяти.
Зеркала и карандаши.
Развитие умения
удерживать
5

15

Знакомство со
звуком Ы.

16

Развитие
связной речи.

17

Знакомство со
звуком Э

18

Обогащение
словаря.

19

Знакомство со
звуком М

20

Сравнение
гласных и
согласных
звуков

21

Знакомство со
звуком Н

22

23

24

25

артикуляционного
положения.
Познакомить с
особенностями звука Ы.
Совершенствование
аналитических
способностей.
Тренировка
артикуляционного
аппарата. Развитие
мелкой моторики рук.
Познакомить детей со
звуком Э.
Тренировка развития
артикуляционного
аппарата и мелкой
моторики рук.
Совершенствование
грамматического строя
речи. Развитие связной
речи.
Познакомить детей со
звуком М. Развитие
умения выполнять
движения в соответствии
с текстом.
Познакомить детей в
игровой форме с
разницей произношения
согласных и гласных
звуков.

Познакомить детей со
звуком Н. Тренировка
зрительного внимания и
внутренней мышечной
чувствительности.
Обогащение
Учить осуществлять
словаря
простой звуковой анализ.
Активизация гибкости
мышц языка.
Знакомство со
Познакомить со звуком
звуком П
П. Развитие моторной
ловкости рук.
Развитие связной
Обогащение словаря.
речи.
Активизация
аналитических
способностей.
Знакомство со
Познакомить со звуком Б.
звуком Б
Тренировка силы и
подвижности мышц

Картинка с
изображением рыси.
Иллюстрации.
Картинка с часиками.
Карандаши и зеркала.
Листы с
иллюстрациями.
Зеркала, бумажные
салфетки.
Игрушки и картинки
для артикуляционной
гимнастики.
Листы с
иллюстрациями.
Карандаши и зеркала.
Игра «Волшебный
клубочек»
Картинки с
изображением
знакомых детям
предметов.
Иллюстрации.
Карандаши и зеркала.

Карточки для
звуковой работы.
Картинка с
изображением паука
и птенца.
Листы с
иллюстрациями.
Зеркала и карандаши.
Картинки с
изображением белки,
бобра и банана.
6

26

Увеличение
словарного
запаса

27

Знакомство со
звуком Ф

28

Развитие
диалогической
речи

29

Знакомство со
звуком В

30

Увеличение
объема словаря.

31

Знакомство со
звуком Т

32

Слоговой анализ
слов

33

Знакомство со
звуком Д

34

Описательный
рассказ

35

Знакомство со
звуком Л

36

Слоговой анализ
слов

артикуляционного
аппарата.
Совершенствование
связной речи. Усиление
тактильной и мышечной
чувствительности.
Познакомить со звуком
Ф. Активизация
воображения, образного
мышления, памяти.
Увеличение объема
словаря. Развитие умения
принимать и изменять
артикуляционного
положения.
Познакомить со звуком
В. Умение
воспроизводить движения
в соответствии с текстом.
Развитие связной речи.
Активизация внимания,
контроля, памяти,
аналитических
способностей.
Знакомство со звуком Т.
Увеличение силы мышц
языка. Стимуляция
ловкости пальцев рук.
Обучение слоговому
анализу слова.
Расширение словаря.
Развитие связной речи.
Знакомство со звуком Д.
Развитие памяти,
речевого внимания,
контроля над
мышечными
ощущениями.
Закрепление умение
составлять описательный
рассказ. Увеличение
словаря.
Познакомить детей со
звуком Л. Тренировка
координации и
синхронности работы
рук.
Совершенствование
слогового анализа слов.
Развитие связной речи.

Артикуляционные
карточки.
Сюжетные картинки.
Мягкие игрушки.
Листы с
иллюстрациями.
Артикуляционные
карточки. Картинки
сюжетные.
Картинки с
изображением волка.
Артикуляционные
карточки.
Листы с
иллюстрациями.
Карандаши, зеркала.
Картинка с
изображением
стрекозы.
Молоточек.
Листы с
иллюстрациями.
Артикуляционная
карточка «Грибок»
Зеркала
Листы с
иллюстрациями.
Артикуляционные
карточки.
Сюжетные картинки.
Зеркала карандаши.
Картинки с
изображениями лося
и др. предметов на Л
Артикуляционные
карточки. Карандаши
и зеркала.
7

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

Расширение объема
словаря.
Знакомство со
Знакомство со звуком К.
Листы с
звуком К
Совершенствование
иллюстрациями.
воображения,
Игрушки и картинки.
аналитических
способностей, внимания,
самоконтроля.
Грамматический
Развитие
Сюжетные картинки.
строй речи.
грамматического строя
Зеркала и карандаши.
речи, связной речи.
Обогащение словаря.
Знакомство со
Познакомить детей со
Листы с
звуком Г
звуком Г. Тренировка
иллюстрациями.
мышечного контроля и
Зеркала и карандаши.
тактильной
чувствительности.
Развитие связной
Расширение объема
Картинки с
речи.
словаря. Развитие связной изображением гусей.
речи.
Зеркала и карандаши.
Знакомство со
Знакомство со звуком Х.
Картинка с
звуком Х
Активизация
изображением
аналитических
хомяка. Листы с
способностей,
иллюстрациями.
воображение, памяти и
самоконтроля.
Развитие связной
Обогащение словаря.
Лексическая работа с
речи
Развитие
сюжетными
грамматического строя
картинками.
речи.
Артикуляционные
карточки.
Знакомство со
Знакомство со звуком Й.
Картинки с
звуком Й
Тренировка тонкой
изображением чайки
моторики рук.
и зайца.
Развитие
Совершенствование
Листы с
внимание и
внимания, памяти и
иллюстрациями.
памяти
воображения, мышления, Карандаши и зеркала.
умения рассуждать.
Знакомство со
Знакомство со звуком Й.
Набор колючих и
звуком Й
Тренировка восприятия
неколючих
определенных качеств
предметов.
предметов.
Простейший
Обогащение словаря.
Листы с
звуковой анализ Реализация простейшего
иллюстрациями.
звукового анализа.
Артикуляционные
карточки.
Знакомство со
Знакомство со звуком С.
Артикуляционные
звуком С
Активизация воздушной карточки. Сюжетные
струи. Тренировка силы и
картинки.
активности мышц
артикуляционного
8

48

Обогащение
словаря.

49

Знакомство со
звуком З

50

51

52

53

54
55

56

57

58

аппарата.
Развитие связной речи,
грамматического строя
речи, слогового анализа.

Познакомить детей со
звуком З. Активизация
контроля за мышечными
ощущениями.
Тренировка
Тренировка воображения,
воображения
сообразительности,
аналитических
способностей, памяти,
внимания.
Знакомство со
Знакомство со звуком Ц.
звуком Ц
Усиление двигательной
активности мышц
артикуляционного
аппарата.
Развитие связной
Обогащение словаря,
речи.
развитие
грамматического строя,
слогового анализа.
Знакомство со
Знакомство с шипящим
звуком Ш
звуком Ш. Учиться
контролировать свои
артикуляционные
движения.
Обогащение
Развитие связной речи,
словаря
слогового анализа.
Знакомство со
Познакомить детей со
звуком Ж
звуком Ж.
Совершенствование
работы артикуляционных
мышц. Тренировка
воображения.
Развитие
Увеличение объема
грамматического словаря. Развитие связной
строя речи.
речи. Обучение
простейшему слоговому
анализу.
Знакомство со
Знакомство со звуком Ч.
звуком Ч
Фиксация внимания на
мышечных ощущениях.
Развитие связной
речи.

Совершенствование
сообразительности,
воображения, памяти,
внимания.

Картинки с
изображением
предметов со звуком
С
Картинки с
изображением пчелы.
Карандаши и зеркала.
Листы с
иллюстрациями.
Артикуляционные
карточки.
Картинка с
изображением цапли.
Цыпленок.
Листы с сюжетными
картинками.
Карандаши.
Артикуляционные
карточки. Зеркала и
карандаши.
Листы с
иллюстрациями.
Картинка с
изображением жука.
Артикуляционные
карточки.
Листы с
иллюстрациями.
Зеркала и карандаши.
Картинки с
изображением
воробья и хорька.
Артикуляционные
карточки.
Сюжетные картинки.

9

59

Знакомство со
звуком Щ

Знакомство со звуком Щ.
Активизация работы
мышц речевого аппарата.

60

Обогащение
словаря

Развитие связной речи,
слогового анализа.

61

Развитие
воображения

62

Звуковой анализ.

63

Повторение
пройденного
диагностика

Развитие творческого
воображения. Нагляднообразного мышления,
памяти, мышления
Реализация простейшего
звукового анализа в ходе
участия в сюжетноролевой игре.
Вспомнить пройденный
материал.
диагностика

64

Картинки с
изображениями
щуки.
Артикуляционные
карточки.
Листы с
иллюстрациями.
Карандаши и зеркала
Листы с
иллюстрациями.
Карандаши и зеркала
Игрушечный
автомобиль.
Картинки сюжетные.
Картинки сюжетные.
Артикуляционные
карточки.

Итого: 64 занятия
Диагностический инструментарий
Игра
«Назови звук»

Цель
Проверить умение ребенка
определять первый звук в
слове.

«Выбери карточку»

Проверить умение правильно
выполнять основные
артикуляционные упражнения.
Определить умение определять
количество слогов в слове и
выкладывать схему слова.

«Прохлопай слово»

«Поговорим поразному»

«Какое слово»

«Волшебный
клубочек»

Проверить, как ребенок
научился ребенок регулировать
силу голоса.
Проверить умеет ли ребенок
различать короткие слова и
длинные.
Определить умеет ли ребенок в
игровой форме определять

Проведение
Предложить ребенку картинки с
изображением аиста, утенка, паука,
зебры, слона и т.д. Попросить
выбрать картинку назвать звук, на
который начинается это слово.
Проверить умение правильно
выполнять основные
артикуляционные упражнения.
Ребенка просят послушать слова,
например, ваза, газета, Буратино и
т.д. Затем просим ребенка,
прохлопать, услышанное слово и с
помощью геометрических фигурок
выложить его схему.
Педагог произносит слова и просит
ребенка повторить их сначала как
мышка, которая говорит тихо, а
потом как котик, который говорит
громко.
Педагог показывает ребенку
игрушки и просит его их назвать. А
также с помощью рук определить,
короткие или длинные слова он
произносит.
Педагог предлагает вспомнить игру.
И называя звук просит ребенка
10

гласный или согласный звук.
«Что ты любишь»
«Что с чем»

Проверить умение составлять
рассказы с помощью вопросов
взрослого.
Проверить умение
согласовывать слова в
предложении.

самостоятельно определить тянется
ли ниточка при его произношении.
Педагог обращается к ребенку с
различными вопросами и фиксирует
результаты.
На столе выложены предметы
необходимые в быту (молоток,
ключ, ложку, вешалка и т.д.)
Ребенку предлагают найти то, чем
едят суп. Ребенок выбирает предмет
и называет действие.

Уровни освоения программы 1-го года обучения
Низкий: Ребенок понимает только речь, которая связана с наглядностью. Задания
выполняют после повторения, и только с помощью взрослого. Использует упрощенные слова.
Средний: Ребенок понимает задание. Работает самостоятельно, но по просьбе взрослого.
Отвечает предложениями, но затрудняется в их оформлении, часто использует жесты.
Высокий: Ребенок с удовольствием и самостоятельно выполняет задания. Правильно
составляет предложения. Активен в речевом общении.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Список литературы:
Е.А. Бугрименко Г.А. Цукерман «Чтение без принуждения» Москва 1993 г.
Н.М. Быкова «Игры и упражнения для развития речи» Санкт – Петербург 2010
В. Волина «Праздник Букваря» Москва 1995 г.
С.И. Гудилина «Игровая Азбука» Москва 1998 г.
Н. С. Жукова «Букварь» Москва 2010
Л.Е. Журова Н.С. Варенцова Н.В. Дурова Л.Н. Невская «Обучение дошкольников грамоте»
Москва 2007
Т.Р. Кислова «По дороге к Азбуке» Москва 2007г.
Е.В. Колесникова «От А до Я» Москва 2014г.
Кузнецова Ольга «Учим читать и писать детей с нарушением речи, Предупреждаем
Дисграфию» Сыктывкар 2013г.
О.С. Ушакова «Придумай слово» Москва 2001г.
А. Ундзенкова, Л. Колтыгина «Звукарик» Екатеринбург 1999г.
А. В. Ундзенкова, Л. С. Колтыгина «Графемика» Екатеринбург 2006г.
Г. Ф. Марцинкевич «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Волгоград 2001г.
Д. Г. Шумаева «Как хорошо читать» Санкт-Петербург 2002 г.
В. И. Селиверстова «Речевые игры с детьми» Москва 1994г.
Евгения Синицына «Игры и упражнения со словами» Москва 2000 г.
Евгения Синицына «Умные занятия» Москва 1998г.
Н.С Четвертушкина «Слоговая структура слова» Москва 2001г.
В. Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем» Санкт- Петербург 2001г.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.