Рабочая программа Музыкального руководителя (ранний возраст).

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга «Радуга»

ПРИНЯТА
Решением педагогического совета
ГБДОУ детский сад
Центрального района СПб «Радуга»
Протокол от 23.08.2023 №1

УТВЕРЖДЕНА
Приказом 29.08.2023 №109-од

Тимофеева Наталья
Николаевна

Подписано цифровой подписью: Тимофеева Наталья Николаевна
DN: c=RU, st=г. Санкт-Петербург, l=г. Санкт-Петербург, title=Заведующий,
o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТПЕТЕРБУРГА "РАДУГА", 1.2.643.100.3=120B3032303938343436303439,
1.2.643.3.131.1.1=120C373832353732303431373133, email=gdou_raduga@mail.ru,
givenName=Наталья Николаевна, sn=Тимофеева, cn=Тимофеева Наталья Николаевна
Дата: 2023.12.28 13:15:50 +03'00'

Заведующий Н.Н. Тимофеева

С учётом мнения Совета родителей
ГБДОУ детский сад
Центрального района СПб «Радуга»
Протокол от 23.08.2023 №1

Рабочая программа
музыкального руководителя
по реализации образовательной программы дошкольного образования
ГБДОУ детский сад Центрального района СПб «Радуга»
(ОО «Художественно-эстетическое развитие» (МУЗЫКА))
для детей 1-й младшей группы (1,5 – 3 года)
на 2023-2024 учебный год

Педагог:
Николаева Наталья Дмитриевна,
музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург
2023

СОДЕРЖАНИЕ
№
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА

Целевой раздел:
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации программы
Принципы и подходы по реализации программы
Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей раннего
возраста
1.5. Планируемые результаты
2.
Содержательный раздел:
2.1. Содержание работы по музыкальному развитию детей раннего возраста
2.2. Комплексно- тематическое планирование

СТР.
3
3
3
5
5
7
9
9
20

2.3. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников. Перспективный план
работы с родителями
2.4. Перспективное планирование работы по взаимодействию с педагогическим коллективом

25

2.5. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижений детьми планируемых результатов освоения основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
3.
Организационный раздел:
3.1. Формы работы по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка)

29

3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

33
34
36
37

Максимально допустимая образовательная нагрузка
Календарно- учебный график
Учебный план программы
Методическое обеспечение образовательной деятельности

2

28

31
31

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе целевых ориентиров ОП ДО и определяет содержание дошкольного образования по
пяти образовательным областям на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Рабочая программа определяет порядок и регламент организации образовательного и воспитательного процессов, является
инструментом для построения комплексной модели психолого-педагогического сопровождения детей на основе уклада
образовательного учреждения, включающего воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и
события.
Рабочая программа музыкального руководителя является учебно-методическим документом по реализации образовательной
программы ГБДОУ детский сад Центрального района СПб «Радуга» в образовательной области «Художественно-эстетическое
развитие» (музыкальная, театрализованная, культурно-досуговая деятельности) с детьми раннего возраста (от 1,5 до 3-х лет)
Рабочая программа разрабатывается педагогами ежегодно на текущий учебный год на основании учебного плана, календарноучебного графика на учебный год и календарного плана воспитательной работы (с учетом сроков функционирования образовательной
организации в летний период).
Содержание рабочей программы корректируется по результатам мониторинга качества реализации ОП ДО и рабочей
программы воспитания.
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности
распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.

1.2. Цели и задачи реализации программы
Цели Программы
Целью программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям прежде всего относятся:
3

 жизнь, достоинство, права и свободы человека;
 патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу;
 высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение;
 историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Задачи Программы
1
обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной
программы ДО;
2
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание
условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на
основе осмысления ценностей;
3
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных
особенностей развития;
4
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
5
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
6
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и
художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
7
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их
безопасности;
8
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования.

4

1.3. Принципы дошкольного образования
Принципы дошкольного образования, установленные ФГОС ДО и используемые в Программы
1
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение
(амплификация) детского развития;
2
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам
ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3
содействие и сотрудничество детей и 3 содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей),
взрослых,
признание
ребенка
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей
полноценным участником (субъектом)
младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических
образовательных отношений;
работников (далее вместе – взрослые);
4 признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
5
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6
сотрудничество ДОО с семьей;
7
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
8
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
9
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрас ту и особенностям
развития);
10
учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.4. Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития
детей раннего возраста
От 1,5 до 3-х лет дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество
ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное
мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

5

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами.
Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на
основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца,
регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от
ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять
словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к
ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить
сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь
достигает примерно 1500–2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей
формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к
реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать
намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и
отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять
ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки
родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка
проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки нагляднообразного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой
деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети
легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность
поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают
6

формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех
лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто
сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может
продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
На третьем году жизни ребенок вырастает в среднем на 7—8 см, прибавка в весе составляет 2—2,5 кг. Дети активно
овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с
окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не
способны постоянно контролировать свои движения.
Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается, в тесной взаимосвязи
физиологических и психологических компонентов.

1.5. Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения Программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений
ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению дошкольного образования.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ (к 3-м годам)
У ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки,
повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и
звуковому ориентирам; с желанием играет в подвижные игры;
Ребенок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания
(одевание, раздевание, самостоятельно ест и тому подобное);
Ребенок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
Ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом;
Ребенок понимает и выполняет простые поручения взрослого;
7

Ребёнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
Ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких
средств и в какой последовательности продвигаться к цели;
Ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные
в общение; может обращаться с вопросами и просьбами;
Ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;
Ребенок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;
Ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных
отношениях;
Ребёнок осуществляет поисковые и обследовательские действия;
Ребёнок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует
первоначальные представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так далее);
Ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет
положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять
вред живым объектам;
Ребенок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения;
Ребенок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;
Ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования; может выполнять уже довольно
сложные постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки,
8

лепешки;
Ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов,
находящихся в его повседневном обиходе;
Ребёнок в играх отображает действия окружающих («готовит обед», «ухаживает за больным» и другое), воспроизводит не только
их последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее
определяет цель («Я буду лечить куклу»).

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание работы по музыкальному развитию детей раннего возраста
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Задачи образовательной области «Художественного –эстетическое развитие»
от 2-х м. до 1 года
от 1 года до 2-х лет
от 2-х лет до 3-х лет
от 2 - 3 до 5 - 6 месяцев: от 1 года до 1 года 6 месяцев:
Музыкальная деятельность:
развивать у детей эмоциональную
 формировать
у
детей
 воспитывать интерес к музыке, желание
отзывчивость
на
музыку
эмоциональный отклик на музыку
слушать музыку, подпевать, выполнять
контрастного
характера;
(жестом, мимикой, подпеванием,
простейшие танцевальные движения;
формировать
навык
движениями), желание слушать
 приобщать к восприятию музыки, соблюдая
сосредоточиваться
на
пении
музыкальные произведения;
первоначальные правила: не мешать соседу
взрослых
и
звучании
 создавать у детей радостное
вслушиваться в музыкальное произведение и
музыкальных инструментов

9

от 5 - 6 до 9 - 10 месяцев:
приобщать детей к слушанию
вокальной и инструментальной
музыки; формировать слуховое
внимание,
способность
прислушиваться
к
музыке,
слушать ее
от 9 - 10 месяцев до 1 года:
способствовать возникновению у
детей чувства удовольствия при
восприятии
вокальной
и
инструментальной музыки

настроение при пении, движениях
и игровых действиях под музыку;
 развивать
у
детей
умение
прислушиваться к словам песен и
воспроизводить звукоподражания
и простейшие интонации;
 развивать
у
детей
умение
выполнять под музыку игровые и
плясовые
движения,
соответствующие словам песни и
характеру музыки

эмоционально на него реагировать
 развивать
у
детей
художественное
восприятие (смотреть, слушать и испытывать
радость) в процессе ознакомления с
произведениями
музыкального,
изобразительного искусства, природой;
 развивать отзывчивость на доступное
понимание произведений искусства, интерес
к музыке (в процессе прослушивания
классической
и
народной
музыки),
изобразительному искусству (в процессе
рассматривания и восприятия красоты
иллюстраций,
рисунков,
изделии
декоративно-прикладного искусства);
Развивать у детей способность слушать Приобщение к искусству:
художественный
текст
и
активно 
поддерживать интерес к малым формам
(эмоционально) реагировать на его фольклора (пестушки, заклинки, прибаутки);
содержание;

интерес,
внимание,
любознательность,
стремление к эмоциональному отклику детей на
отдельные эстетические свойства и качества
предметов
и
явлений
окружающей
действительности;

поддерживать стремление детей выражать
свои чувства и впечатления на основе эмоционально
содержательного восприятия доступных для
понимания произведений искусства или наблюдений
за природными явлениями;

развивать эмоциональный отклик детей на
отдельные эстетические свойства и качества
предметов в процессе рассматривания игрушек,
10

природных объектов, предметов быта, произведений
искусства;

познакомить детей с народными игрушками
(дымковской, богородской, матрешкой и другими);
Обеспечивать возможности наблюдать за Изобразительная деятельность:
процессом рисования, лепки взрослого, 
научить правильно держать карандаш, кисть;
вызывать к ним интерес;

познакомить
со
свойствами
глины,
пластилина, пластической массы;

развивать
положительные
эмоции
на
предложение нарисовать, слепить;

развивать сенсорные основы изобразительной
Поощрять у детей желание рисовать деятельности: восприятие предмета разной формы,
красками, карандашами, фломастерами, цвета (начиная с контрастных цветов);
предоставляя возможность ритмично 
включать движение рук по предмету при
заполнять лист бумаги яркими пятнами, знакомстве с его формой;
мазками, линиями;

воспитывать интерес к изобразительной
деятельности (рисованию, лепке) совместно со
взрослым и самостоятельно;
Конструктивная деятельность:

знакомить детей с деталями (кубик,
кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр),
с вариантами расположения строительных форм на
плоскости;

развивать
интерес
к
конструктивной
деятельности, поддерживать желание детей строить
самостоятельно
Театрализованная деятельность:
 пробуждать
интерес
к
театрализованной игре путем первого
11

опыта общения с персонажем (кукла Катя
показывает
концерт),
расширения
контактов
со
взрослым
(бабушка
приглашает на деревенский двор);
 побуждать детей отзываться на игрыдействия со звуками (живой и неживой
природы),
подражать
движениям
животных и птиц под музыку, под
звучащее слово (в произведениях малых
фольклорных форм);
 способствовать
проявлению
самостоятельности, активности в игре с
персонажами-игрушками;
 развивать
умение
следить
за
действиями заводных игрушек, сказочных
героев, адекватно реагировать на них;
 способствовать формированию навыка
перевоплощения в образы сказочных
героев;
 создавать
условия
для
систематического
восприятия
театрализованных
выступлений
педагогического театра (взрослых).
Культурно-досуговая деятельность:

создавать
эмоционально-положительный
климат в группе и ДОО, обеспечение у детей
чувства комфортности, уюта и защищенности;
формировать умение самостоятельной работы детей
с художественными материалами;

привлекать детей к посильному участию в
12

играх, театрализованных представлениях, забавах,
развлечениях и праздниках;

развивать умение следить за действиями
игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать
на них;

формировать навык перевоплощения детей в
образы сказочных героев
Содержание образовательной области «Художественного –эстетическое развитие»
от 2-х м. до 1 года
от 1 года до 2-х лет
от 2-х лет до 3-х лет
От 2 - 3 до 5 - 6 месяцев - педагог От 1 года до 1 года 6 месяцев - педагог Музыкальная деятельность.
старается побудить у ребенка приобщает детей к восприятию веселой и Слушание: педагог учит детей внимательно
эмоциональную отзывчивость на спокойной музыки. Формирует умение слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные
веселую и спокойную мелодию; различать на слух звучание разных по пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком)
радостное
оживление
при тембру
музыкальных
инструментов поется, и эмоционально реагировать на содержание;
звучании плясовой мелодии.
(барабан, флейта или дудочка). Педагог учит детей различать звуки по высоте (высокое и
Формирует умение с помощью содействует
пониманию
детьми низкое
звучание
колокольчика,
фортепьяно,
педагога
под
музыку содержания понравившейся песенки, металлофона)
приподнимать и опускать руки. помогает подпевать (как могут, умеют).
Формирует
самостоятельный Формирует у детей умение заканчивать
навык
звенеть
погремушкой, петь вместе со взрослым.
колокольчиком, бубном, ударять в
барабан
От 5 - 6 до 9 - 10 месяцев - Педагог поощряет самостоятельную Музыкальная деятельность.
педагог
способствует активность у детей (звукоподражание,
 Пение: педагог вызывает активность детей при
эмоциональному отклику детей на подпевание слов, фраз, несложных подпевании и пении; развивает умение подпевать
веселую, быструю, грустную, попевок и песенок).
фразы в песне (совместно с педагогом); поощряет
спокойную, медленную мелодии,
Педагог развивает у детей умение сольное пение.
сыгранные
на
разных ходить
под
музыку,
выполнять
музыкальных
инструментах простейшие
плясовые
движения
(дудочка,
губная
гармошка, (пружинка,
притопывание
ногой,
13

металлофон и другие).
Педагог формирует у детей
положительную реакцию на пение
взрослого,
звучание
музыки.
Педагог поддерживает пропевание
звуков и подпевание слогов.
Способствует
проявлению
активности
при
восприятии
плясовых
мелодий.
Педагог
развивает умение выполнять с
помощью взрослых следующие
движения: хлопать в ладоши,
притопывать и слегка приседать,
сгибать и разгибать ноги в
коленях, извлекать звуки из
шумовых инструментов.
От 9 - 10 месяцев до 1 года педагог формирует у детей
эмоциональную отзывчивость на
музыку контрастного характера
(веселая - спокойная, быстрая медленная). Педагог пробуждает у
детей
интерес
к
звучанию
металлофона, флейты, детского
пианино и других. Побуждает
подражать отдельным певческим
интонациям взрослого (а-а-а...).

переступание
с
ноги
на
ногу,
прихлопывание в ладоши, помахивание
погремушкой, платочком; кружение,
вращение руками - "фонарики").
В процессе игровых действий
педагог развивает у детей интерес и
желание передавать движения, связанные
с образом (птичка, мишка, зайка).

От 1 года 6 месяцев до 2 лет –
Педагог
формирует
у
детей
эмоциональное восприятие знакомого
музыкального произведения, желание
дослушать его до конца.
Формирует у детей умение различать
тембровое
звучание
музыкальных
инструментов
(дудочка,
барабан,
гармошка,
флейта),
показывать
инструмент (один из двух или трех), на
котором взрослый исполнял мелодию.

14

Музыкальная деятельность.
Музыкально-ритмические движения:
 педагог развивает у детей эмоциональность и
образность восприятия музыки через движения;
 продолжает
формировать
у
детей
способность воспринимать и воспроизводить
движения, показываемые взрослым (хлопать,
притопывать ногой, полуприседать, совершать
повороты кистей рук и так далее);
 учит детей начинать движение с началом

Педагог поощряет отклик на
песенно-игровые
действия
взрослых
("Кукла
пляшет",
"Сорока-сорока",
"Прятки").
Поддерживает
двигательный
отклик на музыку плясового
характера, состоящую из двух
контрастных частей (медленная и
быстрая). Педагог побуждает
детей активно и самостоятельно
прихлопывать
в
ладоши,
помахивать рукой, притопывать
ногой, приплясывать, ударять в
бубен, играть с игрушкой,
игрушечным роялем.

Продолжает развивать умение у детей
двигаться под музыку в соответствии с ее
характером,
выполнять
движения
самостоятельно.
Педагог
развивает
умение у детей вслушиваться в музыку и
с изменением характера ее звучания
изменять движения (переходить с ходьбы
на притопывание, кружение). Формирует
у детей умение чувствовать характер
музыки и передавать его игровыми
действиями (мишка идет, зайка прыгает,
птичка клюет).

музыки и заканчивать с ее окончанием;
 передавать образы (птичка летает, зайка
прыгает, мишка косолапый идет);
 педагог совершенствует умение ходить и
бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая
ноги; прямым галопом),
 выполнять плясовые движения в кругу,
врассыпную, менять движения с изменением
характера музыки или содержания песни.

Педагог поощряет экспериментирование
детей с красками, глиной, пластилином.
Педагог формирует у детей умение
рисовать на больших цветных листах
бумаги, обращая внимание на красоту
цветовых пятен.

Изобразительная деятельность:
Рисование:
 педагог продолжает развивать у детей
художественное
восприятие;
способствует
обогащению их сенсорного опыта путем выделения
формы предметов, обведения их по контуру
поочередно то одной, то другой рукой; побуждает,
поощряет и подводит детей к изображению
знакомых предметов, предоставляя им свободу
выбора;
 педагог обращает внимание детей на то, что
карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на
бумаге, если провести по ней отточенным концом
карандаша (фломастером, ворсом кисти); учит
следить за движением карандаша по бумаге;

15

 педагог привлекает внимание детей к
изображенным ими на бумаге разнообразным
линиям, конфигурациям; побуждает задумываться
над тем, что они нарисовали, на что это похоже;
вызывать чувство радости от штрихов и линий,
которые дети нарисовали сами; педагог побуждает
детей к дополнению нарисованного изображения
характерными деталями; к осознанному повторению
ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм;
 педагог развивает у детей эстетическое
восприятие окружающих предметов; учит детей
различать
цвета
карандашей,
фломастеров,
правильно называть их; рисовать разные линии
(длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные,
наклонные), пересекать их, уподобляя предметам:
ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам,
сосулькам, заборчику и другим; подводит детей к
рисованию предметов округлой формы;
 при рисовании педагог формирует у ребенка
правильную позу (сидеть свободно, не наклоняться
низко над листом бумаги), свободная рука
поддерживает лист бумаги, на котором рисует
малыш; педагог учит держать карандаш и кисть
свободно: карандаш - тремя пальцами выше
отточенного конца, кисть - чуть выше железного
наконечника; набирать краску на кисть, макая ее
всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску,
прикасаясь ворсом к краю баночки.
Процесс рисования, лепки носит характер Изобразительная деятельность:
совместных действий.
Лепка:
16

 Педагог поощряет у детей интерес к лепке;
знакомит с пластическими материалами: глиной,
пластилином, пластической массой (отдавая
предпочтение глине);
 Педагог учит аккуратно пользоваться
материалами;
 педагог учит детей отламывать комочки
глины от большого куска; лепить палочки и
колбаски, раскатывая комочек между ладонями
прямыми движениями; соединять концы палочки,
плотно прижимая их друг к другу (колечко,
бараночка, колесо и так далее);
 педагог учит раскатывать комочек глины
круговыми движениями ладоней для изображения
предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и
другие), сплющивать комочек между ладонями
(лепешки, печенье, пряники); делать пальцами
углубление в середине сплющенного комочка
(миска, блюдце).
 Педагог учит соединять две вылепленные
формы в один предмет: палочка и шарик
(погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и
тому подобное. П
 Педагог приучает детей класть глину и
вылепленные
предметы
на
дощечку
или
специальную заранее подготовленную клеенку.
Театрализованная деятельность.
Педагог пробуждает интерес детей к
театрализованной игре, создает условия для ее
проведения. Формирует умение следить за
17

развитием действия в играх-драматизациях и
кукольных спектаклях, созданных силами взрослых
и старших детей. Педагог учит детей имитировать
характерные действия персонажей (птички летают,
козленок скачет), передавать эмоциональное
состояние человека (мимикой, позой, жестом,
движением). Знакомит детей с приемами вождения
настольных кукол. Учит сопровождать движения
простой песенкой. Педагог поощряет у детей
желание действовать с элементами костюмов
(шапочки, воротнички и так далее) и атрибутами как
внешними символами роли.
Культурно-досуговая деятельность.
Педагог создает эмоционально-положительный
климат в группе и ДОО для обеспечения у детей
чувства комфортности, уюта и защищенности;
формирует у детей умение самостоятельной работы
детей с художественными материалами. Привлекает
детей к посильному участию в играх с пением,
театрализованных
представлениях
(кукольный
театр; инсценирование русских народных сказок),
забавах, развлечениях (тематических, спортивных) и
праздниках.
Развивает
умение
следить
за
действиями игрушек, сказочных героев, адекватно
реагировать
на
них.
Формирует
навык
перевоплощения детей в образы сказочных героев.
Приобщение к искусству.
Педагог развивает у детей художественное
восприятие;
воспитывает
эмоциональную
отзывчивость на доступные пониманию детей
18

произведения
изобразительного
искусства.
Знакомит с народными игрушками: дымковской,
богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и
другими, соответствующими возрасту детей.
Педагог обращает внимание детей на характер
игрушек (веселая, забавная и так далее), их форму,
цветовое оформление. Педагог воспитывает интерес
к
природе
и
отражению
представлений
(впечатлений) в доступной изобразительной и
музыкальной деятельности
Конструктивная деятельность.
В процессе игры с настольным и напольным
строительным материалом педагог продолжает
знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик,
трехгранная призма, пластина, цилиндр), с
вариантами расположения строительных форм на
плоскости. Педагог продолжает формировать
умение у детей сооружать элементарные постройки
по образцу, поддерживает желание строить что-то
самостоятельно;
способствует
пониманию
пространственных соотношений. Педагог учит детей
пользоваться
дополнительными
сюжетными
игрушками, соразмерными масштабам построек
(маленькие машинки для маленьких гаражей и тому
подобное). По окончании игры приучает убирать все
на место. Знакомит детей с простейшими
пластмассовыми конструкторами. Учит совместно с
взрослым конструировать башенки, домики,
машины. В летнее время педагог развивает интерес
у детей к строительным играм с использованием
19

природного материала (песок,
камешки и тому подобное).

вода,

желуди,

Занятие состоит из трех частей:
1. Вводная часть
Музыкально-ритмические упражнения. Цель – настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных
движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
2. Основная часть
Слушание музыки. Цель – приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественномузыкальный образ, и эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение. Цель – развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в
голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими
музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3. Заключительная часть.
Игра или пляска. Цель – доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий,
интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них.
На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально –
дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.

2.2. Комплексно- тематическое планирование
Сентябрь-Октябрь-Ноябрь
Виды
Темы

Программные задачи

Репертуар

деятельности
Сентябрь
Детский сад

Формировать умение выполнять движения: хлопки в
ладоши «фонарики», притопывание, ходить стайкой и
останавливаться вместе с воспитателем под музыку,
20

«Разминка» Е. Макшанцева,
«Маршируем дружно» М. Раухвергер,
«Вот как мы умеем» муз. Е. Тиличеевой

(1-я неделя)
Осень
(2–4 недели)

Музыкальноритмические
движения

Октябрь
Я в мире
человек
(1– 2 недели)
Мой дом
(3-4 недели)

Подпевание

Ноябрь
Мой дом
(1 – 2 неделя)

Слушание
музыки

Проводы
Осени

(3-4 неделя)

Пляски,
игры

различать разный характер музыки, ориентироваться в
пространстве, бегать легко, не наталкиваться друг на
друга.
Вызывать эмоциональный отклик на двигательную
активность.
Развивать умение выполнять основные движения: ходьбу и
бег, внимание и динамический слух.
Привлечь внимание детей к музыкальным звукам.
Привлечь внимание детей к музыкальным звукам.
Формировать умение слушать и подпевать, сопереживать.
Обогащать их эмоциональными впечатлениями.
Привлекать детей к активному подпеванию, сопровождая
его движениями по тексту.
Развивать умение действовать по сигналу.
Расширять знания детей и животных и их повадках.
Учить звукоподражанию.

«Ходим-бегаем» муз. Е. Тиличеевой
«Научились мы ходить» муз. Е. Макшанцевой
«Ловкие ручки» муз. Е. Тиличеевой
«Мы учимся бегать» муз. Я. Степанова
«Полет птиц» муз. Г. Фрида
«Воробушки» муз. М. Красева
«Маленькие ладушки» муз. З. Левиной

Формировать эмоциональную отзывчивость на
музыку, умение слушать песни, понимать их
содержание, эмоционально откликаться.
Расширять представления об окружающем мире.
Формировать ритмическое восприятие.
Знакомить детей с музыкальными инструментами.

«Осенняя песенка» муз. А. Адександрова
«Лошадка» муз. Е.Тиличеевой
«Дождик» русская народная песня
«Птичка маленькая» муз. А. Филиппенко

Развивать у детей умение изменять движения в
соответствии со сменой характера музыки,
координацию движений, слуховое внимание.
Учить ходить в разных направлениях.
Приучать выполнять движения самостоятельно.
Формировать навыки простых танцевальных
движений, умение согласовывать движения с разной

«Сапожки» русская народная мелодия,
«Да-да-да!» муз. Е. Тиличеевой
«Гуляем и пляшем» рус. нар. мелодия

21

«Маленькие ладушки» муз. З. Левиной
«Ладушки» русская народная песня
«Петушок» русская народная песня
«Птичка» муз. М. Раухвергера
«Зайка» русская народная песня
«Кошка» муз. А. Александрова
«Собачка» муз. М. Раухвергера

«Догони зайчика» муз. Е.Т иличеевой
«Прогулка и дождик» муз. М. Раухвергера, М.
Миклашевская
«Жмурка с бубном» рус. народная мелодия

Декабрь-Январь-Февраль
Темы
Виды
деятельности
Декабрь
Новогодний
праздник
(1 –3 неделя)

Январь
Зима
(1– 4 недели)

Музыкальноритмические
движения

Слушание
музыки
Развитие
чувства ритма,
музиц-ние

по характеру музыкой, менять движения с
изменением динамики звучания.

«Веселая пляска» рус. народная мелодия
«Кошка и котята» муз. В. Витлина
«Пальчики-ручки»
«Пляска с листочками» муз. Филиппенко,
«Плясовая» хорв. народная мелодия,
«Вот так вот!» бел. народная мелодия

Программные задачи

Репертуар

Формировать умение сопровождать текст
соответствующими движениями, танцевать в парах,
слышать смену характера звучания музыки.
Развивать умение легко прыгать и менять движения в
соответствии с музыкой. ориентироваться в пространстве,
слышать окончание музыки.
Формировать коммуникативные навыки.

«Зайчики» муз. Т.Ломовой
«Зайчики по лесу бегут»
муз. А.Гречанинова
«Погуляем» муз. Е. Макшанцевой
«Где флажки?» муз. И. Кишко
«Стуколка» украинская народная мелодия
«Очень хочется плясать» муз.
А. Филиппенко
«Игра с зайчиком» муз. А. Филиппенко
«Петрушка» муз. И. Арсеева
«Зима» муз. В. Карасевой
«Песенка зайчиков» муз. М. Красева
«Петрушка» муз. И.Арсеева
«Тихие и громкие звоночки»
муз. Р. Рустамова
«Пришла зима» М. Раухвергер,
«К деткам елочка пришла» А.Филиппенко,
«Дед Мороз» А.Филиппенко,
«Наша елочка» М. Корасев,
«Кукла» М. Старокадомский,
«Заинька» М. Красев,

Развивать активность детей. Формировать эмоциональную
отзывчивость и умение откликаться на приглашение.
Развивать умение слышать динамические оттенки,
музыкальный слух.
Развивать музыкальный слух,
Учить различать динамические оттенки.
Побуждать детей к активному пению
Вызывать яркий эмоциональный отклик

Февраль
Мамин день
(1– 4 недели)
22

Подпевание

Игры, пляски

Формировать умение манипулировать игрушками,
реагировать на смену характера музыки, выполнять
игровые действия в соответствии с характером песни
Развивать чувство ритма,
Закреплять у детей основные движения: бег, прыжки.

«Елка» Т. Попатенко,
«Танец снежинок» Г.Филиппенко,
«Новогодний хоровод» А.Филиппенко,
«Пирожок» Е.Тиличеева,
«Спи, мой мишка» Е. Тиличеева
«Игра возле елки» А.Филиппенко
«Игра с погремушкой» А.Филиппенко
«Игра с погремушками» А.Лазаренко
«Зайцы и медведь» Т. Попатенко
«Зимняя пляска» М. Старокадомский
«Зайчики и лисичка» Г. Финаровский
«Мишка» М. Раухвергер
«Игра с мишкой» Г. Финаровский
«Фонарики» муз. Р. Рустамова
Игр «Прятки» р. н. мел.
«Где же наши ручки?»,
«Приседай» эст. народная мелодия,
«Танец снежинок» А.Филиппенко,
Игра «Я на лошади скачу» А.Филиппенко

Март-Апрель-Май
Темы

Март
Мамин день
(1-я неделя)

Виды
деятельности

Программные задачи

Репертуар

Развивать внимание, слух, чувство музыкальной формы,
умение реагировать на смену характера музыки.
Формировать умение ориентироваться в зале.
Развивать умение ходить бодро, энергично, использовать
все пространство.

«Марш» В. Дешевов,
«Птички» Т.Ломова,
«Яркие флажки» А. Александров,
«Ай-да!» М. Попатенко,
«Большие и маленькие ноги»

23

Народная
игрушка
(2 – 4 неделя)

Музыкальноритмические
движения

Учить выполнять топающие шаги.

Развивать эмоциональную активность,
Расширять представления детей об окружающем мире
Слушание
музыки

Апрель

Привлекать детей к активному подпеванию и пению
Учить звукоподражаниям

Весна
(1– 4 недели)
Подпевание

Май
Лето
(1 – 4 недели)

Обогащать детей эмоциональными впечатлениями.
Формировать активное восприятие
Развивать внимание, умение ориентироваться в
пространстве, умение энергично шагать.
Учить детей взаимодействовать друг с другом,
согласовывать движения с текстом.

24

В. Агафонников
«Полянка» рус. нар. мелодия
«Покатаемся!» А. Филиппенко
«Танечка, баю-бай-бай» рус. нар. песня
«Жук» В. Иванников
«Прилетела птичка» Е. Тиличеева
«Маленькая птичка» Т. Попатенко
«Дождик» В. Фере
«Паровоз» А. Филиппенко,
«Баю-баю» М. Красев
«Танечка, баю-бай-бай» рус. нар. песня
«Утро» Г. Гриневич,
«Кап-кап» Ф. Филькенштейн,
«Бобик» Т. Попатенко,
«Баю-баю» М. Красев,
«Корова» М. Раухвергер,
«Корова» Т. Попатенко,
«Машина» Ю, Слонов,
«Конек» И. Кишко,
«Зимняя пляска» М. Старокадомский,
«Зайчики и лисички» Г. Финаровский,
«Мишка» М. Раухвергер,
«Игра с мишкой» Г. Финаровскй,
«Курочка с цыплятами» М. Красев
«Поссорились-помирились»
Вилькорейская
«Мишка» М. Раухвергер,
«Прогулка и дождик» М. Раухвергер,
«Игра с цветными платочками»
обр. Я.Степаненко,
Пляска с платочком» Е. Тиличеева,

«Игра с мишкой» Г. Финаровский,
«Игра с флажком» М. Красев,
«Танец с флажками» Т. Вилькорейска
«Флажок» М. Красев,
«Пляска с флажками» А.Филиппенко,
«Гопачок» укр. народная мелодия
«Прогулка на автомобиле» К. Мясков,
«Парная пляска» нем. нар. мелодия,
«Игра с бубном» М. Красев,
«Фонарики» Р. Рустамов,
«Прятки» рус. нар. мел.
«Где же наши ручки?» Т. Ломова,
«Упражнение с погремушками»
А. Козакевич,
Пляска «Бегите ко мне» Е. Тиличеева
«Пляска с погремушками» В.Антонова,
«Солнышко и дождик» М. Раухвергер,
«Полька зайчиков» А.Филиппенко,
«Танец с куклами» А.Филиппенко.

Игры, пляски

2.3. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с
семьей. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников
и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с
воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни группы.
Содержание направлений работы с семьей по образовательным направлениям:
- информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание,
движение).
25

- стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными играми, прогулками;
- знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами
поведения в них;
- привлечение родителей к активному отдыху с детьми.
- знакомство родителей с развитием игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного
поведения;
- сопровождение и поддержка семьи в реализации воспитательных воздействий;
- изучение традиций трудового воспитания в семьях воспитанников;
- ориентирование родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;
- развитие у родителей навыки общения с ребенком;
- знакомить с методами и приемами ознакомления ребенка с художественной литературой;
- поддерживание стремления родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.

План совместной работы c родителями на учебный год
Месяц

Участие в родительских собраниях

Встречи, беседы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Информация в родительском
уголке

Праздники и
развлечения

Консультация «В окружении звуков»
Стенд «Проявление музыкальных
способностей говорит о…»
Консультация
«Восприятие музыки детьми
младшего дошкольного возраста»

Индивидуальные
беседы по
результатам
диагностики
Беседа на тему:
«Музыкальное
26

Консультация «Об использовании
детских музыкальных инструментов»
Стенд «Музыка лечит»

Осенний
бал

Консультация «О музыкальном
развитии ребенка»

День города

воспитание в семье –
это важно»

Стенд «Пойте детям перед сном»

Декабрь

Беседа на тему:
«Новый год: как
подготовить ребенка к
празднику»

Январь

Беседа на тему:
«Музыка в детстве
закладывает
жизненные навыки»

Консультация «Как развивать
музыкальные способности у детей
дошкольного и раннего возраста»
Стенд «Подарите детям ритм»
Стенд «какие песни мы поем»
Консультация «Каждый ребенок
музыкант»
Стенд «Музыка начинается с
тишины»
Консультация «Как изготовить
музыкальные инструменты своими
руками»
Стенд «малыши слушают музыку»
Консультация «Влияние музыки на
психическое развитие ребенка»
Стенд «Ритм в музыкальном
развитии детей»
Консультация «Игры, развивающие
музыкальное творчество»
Стенд «В мире музыки»

Февраль

Консультация «Влияние
колыбельных песен на развитие
ребенка»

Март

Апрель

Май

Беседа на тему:
«музыкотерапия как
стимул для развития»
Консультация «Слушаем музыку
дома»

Индивидуальные
беседы по
результатам
диагностики
Беседа на тему:
«Домашний концерт»

27

Консультация «Воспитание души
ребенка»
Стенд «Какие песни мы поем»

Новый год

Рождественски
е колядки

День
защитника
отечества
Праздник
бабушек и мам

День здоровья

9 мая

2.4. Перспективное планирование работы по взаимодействию с педагогическим коллективом
сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь
январь

февраль

март

апрель
май

1. Планирование и подготовка к утренникам и развлечениям.
2. Пополнение групповых аудиотек танцевальной музыкой, музыкой для слушания.
3. Участие воспитателей в проекте «Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей»
1. Подготовка и проведение осеннего праздника.
2. Консультация «Развитие речи средствами музыки»
3. Планирование и подготовка к утренникам и развлечениям.
4. Познакомить воспитателей с итогами диагностики.
1. Проведение утренников и развлечений.
2. Участие воспитателей в проекте «Ложки как музыкальный инструмент»
3. Планирование и подготовка к новогоднему празднику.
1. Анкетирование воспитателей.
2. Подготовка и проведение новогоднего праздника.
1. Проведение утренников и развлечений.
2. Планирование и подготовка к утренникам и развлечениям.
3. Оформление музыкальных уголков в соответствии с возрастными особенностями детей
4. Участие воспитателей в проекте «Рисуем музыку»
1. Подготовка и проведение праздника, посвященному Дню защитника Отечества.
2. Планирование и подготовка к празднику, посвященному 8 марта.
3. Участие воспитателей в проекте «Карнавал животных»
1. Подготовка и проведение праздника, посвященному 8 марта.
2. Планирование и подготовка к весеннему празднику.
3. Консультация «Здоровьесберегающие технологии музыкального воспитания»
1. Подготовка и проведение праздника весны.
2. Планирование и подготовка к выпускному концерту.
1. Подготовка и проведение выпускного концерта.
2. Анкетирование воспитателей.
28

2.5. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижений детьми планируемых результатов
освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования
В учебный период проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим
работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с
оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих
образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной
коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
В основе оценки лежат следующие принципы:
- она строится на основе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется
посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых
ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности);
- тесты проводят педагоги, специалисты, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают ребенка;
- оценка максимально структурирована.
Анализ осуществляется в соответствии с показателями развития ребенка по образовательным областям, представленным в
общих диагностических листах по каждому возрасту. Для этого заполняются соответствующие карты наблюдения на группу. Карты
наблюдения позволяют получить наглядную картину усвоения программного содержания, как по группе, так и суммарные показатели
по каждому ребенку. Это помогает педагогам планировать индивидуальную работу с детьми, вносить коррективы в содержание
образовательной деятельности. Низкие показатели на конец года указывают педагогам на те области, в отношении которых должна
быть усилена работа с отдельными детьми или всей группой.
Методика оценивания предусматривает критерии выставления того или иного балла по каждому параметру. Параметры,
оцениваемые специалистами, выделены в отдельные подразделы. Все данные заносятся в сводные таблицы оценки динамики детей.
Система оценок мониторинга трехуровневая: «высокий уровень» (2 балла), «средний уровень», то есть, по сути, находится в зоне
ближайшего развития, в стадии становления, и проявляется лишь в совместной со взрослым деятельности (1 балл), «низкий уровень»
(0 баллов).
29

Результаты мониторинга выражены в процентах и объективно показывают:
- успешность освоения программы каждым ребенком;
- успешность освоения содержания выделенных в Программе образовательных областей всей группой детей.
Динамика изменений степени освоения содержания образовательных областей каждым ребенком индивидуально и группой детей
в целом за весь учебный год определяется путем сравнения результатов, полученных на начало года и на конец года. Если итоговое
значение по какому – либо из параметров ниже 75%, то необходима более активная работа с группой детей по данному направлению.
Возможно, педагогу следует пересмотреть методы и формы организации образовательной работы. Если к концу год показатели
развития ребенка оказываются меньше 50 %, то разрабатывается индивидуальная программа мероприятий, способствующих
активизации процесса развития ребенка.

Объект педагогической диагностики ПД
(мониторинга)

Формы и методы ПД

Периодичность
проведения ПД

Длительность
проведения
педагогической
диагностики

Сроки
проведения
ПД

Группа раннего возраста (1,5 – 3 года)
• Слушать музыкальное произведение до конца,
узнавать знакомые песни, различать звуки по
высоте (в пределах октавы).
• Замечать изменения в звучании (тихо - громко).
• Подпевать за взрослым знакомые песенки.
• Выполнять танцевальные движения: кружиться в
парах, притоптывать попеременно ногами,
двигаться под музыку с предметами (флажки,
листочки, платочки и т. п.).
•Различать детские музыкальные инструменты
(металлофон, барабан и др.).

- Наблюдение;
- Наблюдение на занятии;
- Специальные
педагогические пробы.

30

2 раза в год

2 недели

СентябрьМай

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Формы работы по реализации образовательной области
«Художественно – эстетическое развитие» (Музыка)
Занятия

Пение песен и попевок.
Музыкально-ритмические
движения, пляски, танцы.
Элементарное музицирование.
Театрализованная деятельность.
Слушание музыкальных сказок.
Беседы с детьми о музыке.
Рассматривание иллюстраций в
детских книгах, репродукций,
предметов окружающей
действительности.
Рассматривание портретов
композиторов, беседы о них;
Музыкальные игры, хороводы с
пением.
Инсценирование песен.
Развитие танцевально-игрового
творчества.
Музыкально-дидактические игры

Образовательная
деятельность в режимных
моментах
Театрализованная деятельность.
Использование пения,
музыкально-ритмических
движений, игра на дми на
других занятиях, во время
прогулки (в теплое время), в
сюжетно-ролевых играх, в
театрализованной деятельности,
на праздниках и развлечениях;
на утренней гимнастике и
физкультурных занятиях.
Просмотр мультфильмов,
фрагментов детских
музыкальных фильмов.
Музыкально-дидактические
игры

31

Самостоятельная деятельность

Создание условий для самостоятельной музыкальной
деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов
иллюстраций знакомых песен, музыкальных игрушек, макетов
инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по
песенному репертуару», театральных кукол, атрибутов для
театрализации, элементов костюмов различных персонажей,
портретов композиторов.
Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетноролевая игра), способствующих сочинению мелодий по образцу
и без него, используя для этого знакомые песни, пьесы, танцы.
Игры в «детскую оперу», «спектакль», «кукольный театр» с
игрушками, куклами, где используют песенную импровизацию,
озвучивая персонажей.
Музыкально-дидактические игры
Инсценировка песен, хороводов
Музицирование с песенной импровизацией
Пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в
детских книгах, репродукций, портретов композиторов,
предметов окружающей действительности
Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-

ролевая игра), способствующих импровизации движений разных
персонажей животных и людей под музыку соответствующего
характера.
Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетноролевая игра), способствующих импровизации в пении,
движении, музицировании.

ВИДЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА
(1,5 - 3 ГОДА)
Ежедневно
2-5 мин.
Ежедневно
3-5 мин.
2-3 мин.
НОД по музыкальной деятельности
10 мин.
3 раза в неделю по 10 мин.
Ежедневно
Не менее двух игр по 3-5 мин.

Подвижные игры во время приёма детей
Утренняя гимнастика
Физкультминутки
Музыкально-ритмические движения
НОД по физическому развитию
Подвижные игры:
- сюжетные,
- бессюжетные,
- игры-забавы,
- соревнования,
- хороводы и т.п.
Оздоровительные мероприятия:
- гимнастика пробуждения;
- дыхательная гимнастика
Физические упражнения и игровые задания:

Ежедневно
4 мин.
Ежедневно,
32

- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- зрительная гимнастика
Физкультурный досуг

сочетая упражнения по выбору 2-3 мин.

Спортивный праздник

2 раза в год по 7-10 мин.

1 раз в месяц по 7-10 мин.

Самостоятельная двигательная деятельность детей в течении дня

3.2. Максимально допустимая образовательная нагрузка
(в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 15. 05. 2013 г. № 26)
Возраст
Количество занятий в неделю
1-я половина дня
2-я половина дня
Продолжительность одного занятия
Объём образовательной нагрузки в неделю
Дополнительное образование
Физкультминутка
Перерывы между занятиями

2 – 3 года
Не более 10
1 занятие
1 занятие
Не более 10 мин.
1 час. 40 мин.
Не чаще 1 раза в неделю
2-4 мин.
Не менее 10 мин.

Примечание: в середине занятия статического характера проводится физкультминутка.

33

3.3. Календарный учебный график
№
п/п
1. Продолжительность учебного года

2.

Режим работы ОУ

СОДЕРЖАНИЕ
Начало учебного года

01.09.2023 г.

Конец учебного года

31.05.2024 г.

Продолжительность учебной недели

5 дней
(понедельник – пятница)
с 7.30 до 19.30

График работы ОУ
3.

Организация образовательной
деятельности в течении учебной
недели

- СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций»
/в ред. Постановлений Главного государственного врача РФ от 20.07.2015 №28, от 27.08.2015 №41, с изм.,
внесёнными Решением Верховного Суда РФ от 04.04ю2014 № АКПИ14-281/

Объём непрерывной образовательной деятельности
Возраст детей
Продолжительность одного занятия /в минутах/
не более 10
1,5 – 3 года
Перерыв между занятия – не менее 10 минут
Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки
(занятие)
1 ч. 30 мин.

Группа раннего возраста
оздоровительной направленности
(с 1,5 до 3 лет)

Сроки проведения педагогического мониторинга

34

4.

16.09.2023 – 30.09.2024
11.05.2024 – 25.05.2024
Адаптационный период для вновь поступивших детей определяется индивидуально
Перечень проводимых праздников с воспитанниками

Сентябрь

Развлечение «Мы рады встрече свами»

Октябрь

Развлечение «Ёжик – огородник»

Ноябрь

Развлечение «За грибами в лес пойдём»

Декабрь

Развлечение «У ёлочки в гостях»

Январь

Развлечение «Зимняя сказка»

Февраль

Развлечение «Любимые игрушки»

Март
Апрель

Развлечение «Путешествие за солнышком»
Развлечение «Весёлая капель»

Май

Праздник
«Вот какие мы!» (с участием родителей)
5. Мероприятия, проводимые в летний период

Наименование

Сроки/даты
35

Июнь
«День защиты детей»
Июнь
«Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»
Июль
«Правила дорожные детям знать положено»
Август
«До свидания, лето!»
6.

Периодичность проведения родительских собраний

1 раз в квартал:
1- е собрание – сентябрь-октябрь,
2-е собрание – январь-февраль,
3-е собрание – апрель – май
и по мере необходимости

3.4. Учебный план Рабочей программы
Количество занятий (неделя, год)

Неделя

Месяц

Год

ОО «Речевое развитие»
ОО «Физическое развитие»

1
2+1

4
12

36
108

ОО «Художественно-эстетическое развитие» (музыка)

2

8

72

ОО «Художественно-эстетическое развитие»
(художественное творчество):
-рисование,

1

4

36

36

- лепка.

1

4

36

ОО «Познавательное развитие»:
- формирование элементарных математических
представлений
- познавательно-исследовательская и продуктивная
(конструктивная) деятельность
- формирование целостной картины мира, расширение
кругозора

1

4

36

0,5

2

18

0,5

2

18

Итого:

10

40

360

Образовательная нагрузка 1 занятия

не более 10 минут

Объём недельной образовательной нагрузки

1 час 40 минут

3.5. Методическое обеспечение образовательной деятельности
Список литературы (учебно-методические пособия, методические разработки, др.)
1. О.П. Радынова. Конспекты занятий и развлечений в 12 частях (2-х томах). – М., 2000.
2. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА»,
2006 г.
3. Методическое обеспечение технологии Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»: Алексеева Л. Н.
,Тютюнникова Т. Э. «Музыкано-.наглядное Уч пособие «Музыка». – М.: АСТ, 1998.
4. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. Спб., Композитор, 2004.
5. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений «Этот
удивительный ритм» И.Каплунова, И. Новоскольцева. Издательство «Композитор Санкт Петербург» 2005
37

6. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением «Праздник каждый день, младшая группа» И.Каплунова,
И. Новоскольцева. Издательство «Композитор • Санкт-Петербург» 2010
7. Пособие для музыкальных руководителей детских садов «Праздник каждый день, средняя группа»
И.Каплунова, И. Новоскольцева. Издательство «Композитор • Санкт-Петербург» 2011
8. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением «Праздник каждый день, старшая группа» И.Каплунова,
И. Новоскольцева. Издательство «Композитор • Санкт-Петербург» 2011
9. Пособие для музыкальных руководителей детских садов «Праздник каждый день, подготовительная группа»
Перечень пособий
И.Каплунова, И. Новоскольцева. Издательство «Композитор • Санкт-Петербург» 2011
10. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» (занятия, игры, упражнения),
Волгоград, 2011
11. А.С.Кленов. «Там, где музыка живет».- М.:Педагогика, 1985.
Перечень литературы 12. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду – М.: Мозаика – Синтез, 2010. Руссских Г.А. Мастеркласс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности. /Методист/.– 2002. – №
13. Образцова Т.Н. «Музыкальные игры для детей». Москва «Этрол ЛАДА»2005г
14. Журналы:
«Справочник музыкального руководителя»
«Музыкальный руководитель»
«Музыкальная палитра»
«Дошкольное воспитание»

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.