Программа Разноцветный мир

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга
«Радуга»
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
ГБДОУ детский сад
Центрального района СПб «Радуга»
протокол от 29.08.2023 №1

УТВЕРЖДЕНА
Приказ от 02.10.2023 г. № 145-од

Тимофеева
Наталья
Николаевна

Подписано цифровой подписью: Тимофеева Наталья
Николаевна
DN: c=RU, st=г. Санкт-Петербург, l=г. Санкт-Петербург,
title=Заведующий, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "РАДУГА",
1.2.643.100.3=120B3032303938343436303439,
1.2.643.3.131.1.1=120C373832353732303431373133,
email=gdou_raduga@mail.ru, givenName=Наталья
Николаевна, sn=Тимофеева, cn=Тимофеева Наталья
Николаевна
Дата: 2023.10.05 17:16:54 +03'00'

Заведующий

__________ Н.Н. Тимофеева

с учётом мнения Совета родителей
протокол от 29.08.2023 №1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР»
(художественное творчество)

Возраст воспитанников: 5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года

Автор-составитель:
ДУНЕЦ СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

Пояснительная записка
О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н.К.Рерих в своем очерке «Врата в
будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину
красоты». Платон говорил, что: «…от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям,
от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни – к АБСОЛЮТНОЙ КРАСОТЕ».
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное
мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для
всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом
уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая
деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум,
душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе
творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место
и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.
Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении
художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный
мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
Ребенку с самого раннего возраста необходимо научиться видеть, понимать и чувствовать
прекрасное, ощущать вкус творчества, освоить разные способы художественной деятельности, а значит, творческого самовыражения и это важный аспект развития детской личности.
Творить – значит делать что-то по-своему, а не по шаблону, раскрываясь в творческом
процессе все больше и больше.
В детском творчестве ценно то, что ребенок создает сам, что он рассказывает нового о себе миру и, как по-новому раскрывает для себя окружающий мир.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ:

– удовлетворение ребенком эстетических потребностей и познавательных
интересов через изобразительное искусство, синтез искусств;
– удовлетворение ребенком потребности в изобразительной деятельности и
творческом самовыражении;
– развитие художественных способностей дошкольников.
2

В основе построения и реализации программы в течение учебного года лежит органичная
связь тематического плана с временами года и сезонными проявлениями природы, сопряженность тем с народным и социально-бытовым календарем. Не остаются без внимания
интересы детей, их желания.
Программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут меняться,
усложняться или упрощаться в зависимости от уровня освоения детьми программного материала и задач, которые решает педагог.
Для решения поставленных задач используются 4 основных традиционных вида занятий с
детьми в изостудии:
1) Рисование с натуры (предметное).
2) Рисование на разные темы (сюжетное).
3) Декоративное рисование.
4) Рисование по замыслу (творческие задания).
Срок реализации программы:
- программа разработана на 2 года обучения (старшая и подготовительная группы);
- возраст детей: воспитанники детского сада с 5 до 7 лет.
Формы и режим занятий:
занятия проводятся в изостудии 2 раза в неделю;
продолжительность занятий: с детьми 5 – 6 лет - 25мин.;
с детьми 6 – 7 лет – 30 мин.
Занятия организуются с группой детей (8 – 10 человек), вместе с тем в процессе обучения
осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку.
Занятия направлены на развитие детского творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя
воображение, реализуя свои замыслы, находя для этого адекватные средства его воплощения.
Новизна данной программы заключается в интегрированном построении творческого
процесса, в использовании новой системы ознакомления с художественным творчеством,
в основе которой совместная деятельность взрослого и ребенка.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Содержание данной программы насыщено, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно для видов деятельности и удовлетворяет потребности каждого
ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Развитие индивидуальных творческих способностей ребенка в изобразительной деятельности.
ЗАДАЧИ:
Развитие наблюдательности как особого качества, позволяющего взаимодействовать с
окружающим миром.
1) Формирование понимания красоты и гармонии цветового богатства действительности.
2) Развитие цветовосприятия, художественно-образной памяти, воображения и фантазии, творческой активности, художественных способностей.
3

3) Развитие способности к изобразительности, как способу творческого отражения
своего видения окружающего мира доступными для своего возраста художественными средствами.
4) Воспитание чувства привязанности ребенка к родному краю, любимому городу,
гордости за историю своей страны, ее народа, культуры, уважение к обычаям, традициям своего и других народов.
5) Становление положительного эмоционального отношения детей к творчеству, собственной и чужой продуктивной художественной деятельности.
6) Содействие творческому самораскрытию и самореализации творческого потенциала ребенка средствами изобразительной деятельности.
7) Приобщение детей к духовной мировой и отечественной культуре через ознакомление с произведениями изобразительного искусства
8) Воспитание ответственности и бережного отношения к культуре, ее продуктам.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основной формой организации образовательного процесса является кружковая деятельность. В отличие от фронтальных занятий, ограниченных программным содержанием и
временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать
творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы
было интересно и детям, и педагогу.
Важное значение для успешного освоения программного материала имеет активное участие родителей в образовательном процессе. Работа с родителями включает предварительные консультации, рекомендации по проведению прогулок выходного дня по городу,
тематические советы по посещению театров, музеев.
Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, программа придерживается основных принципов и условий стимулирования детского
творчества.
ПРИНЦИПЫ, НА КОТОРЫХ БАЗИРУЕТСЯ ПРОГРАММА:
1) Принцип гуманизации. Предполагает индивидуальность процесса обучения детей
дошкольного возраста изобразительной деятельности, индивидуальную логику
осуществления данного процесса.
2) Принцип интеграции. Он заключается в том, что детям предлагаются задания по
теме, общей для нескольких предметов, которые могут проводиться разными воспитателями в разное время.
3) Принцип личностной ориентации. Учитывает результаты диагностики и индивидуальную логику развития ребенка в ходе работы с ним, оказание помощи ребенку
в ситуациях затруднений.
4) Принцип доступности. Выражается в соответствии учебного материала возрастным
особенностям детей.

4

5) Принцип сознательности и активности. Предполагает развивающий характер программы, предусматривающий заинтересованное, а не механическое усвоение детьми знаний.
6) Принцип последовательности. Предполагает постепенный переход от более обобщенной, символической и образной формы подачи материала к более детальному
его рассмотрению и постижению.
7) Принцип систематичности. Постепенное усложнение содержания на разных этапах
обучения и сквозная связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы образовательного учреждения в целом.
8) Принцип наглядности. Возможность для детей непосредственно знакомиться с
объектами окружающей действительности или их изображениями.
9) Принцип синкретичности. Предполагает объединение музыки, слова, движения,
импровизации, драматизации в ходе обучения ребенка изобразительной деятельности.
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР:
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные способы и приемы развития детского творчества.
1)
2)
3)
4)
5)
6)

Кляксография;
Граттаж;
Набрызг;
Монотипия;
Рисование отпечатком руки, пальцев, матрицы из различных материалов;
Рисование с использованием природного материала и др.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В результате освоения программы ребенок знаком с основными видами изобразительного
искусства (живопись, архитектура, скульптура), жанрами (портрет, пейзаж, натюрморт и
др.) и некоторыми элементами языка изобразительного искусства (цвет, линия, форма,
фактура и др.)
Ребенок успешно контролирует себя, запоминая или воспроизводя материал, память
больше становится подконтрольной самому ребенку (устанавливает элементарные связи в
изображении).
Рассматривая картинку, ребенок может оценить цвет, цветовое сочетание изображенных
предметов и явлений, видит перспективу, знает холодный и теплые цвета, основные и составные, порядок цветов спектра.
В собственной художественной деятельности умеет составлять цвет, видит и передает оттенки, отражает свои впечатления от окружающего мира в цветовых композициях, создает
относительно сложные графические произведения (рисунок простым карандашом).
Воспринимая сюжетную картину (картинку), ребенок усматривает элементарные связи
между частями картины, от 6лет уже описывает увиденное изображение и может дать
объяснение (зависит от опыта детей).
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
5

1) Одной из наиболее важных форм подведения итогов является участие детей в городских конкурсах и выставках детского рисунка.
2) Тематические выставки, конкурсы, фестивали детского рисунка, проводимые в
районе и детском саду.
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗО
Программа включает в себя:
1) Широкое использование произведений искусства, как музейных экспонатов, так и
иллюстративного материала.
2) Литературных произведений (стихи, пословицы, сказки)
3) Элементов ритмопластики.
4) Театрализованных игр.
5) Дидактических материалов и развивающих игр.
6) Сказочных путешествий по стране волшебных красок с использованием кукольных
персонажей.
7) Музыкальных произведений (классических, народных, современных).
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)

Мольберты.
Художественные материалы.
Багетные рамы.
Иллюстративный материал (картины, книги, репродукции).
Скульптуры малых форм.
Образцы народно-прикладного искусства.
Дидактические игры, картотеки.
Диагностический материал.
Архив детских рисунков по тематикам.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
1)
2)
3)
4)

Диапроектор с набором слайдов по всем разделам программы.
Музыкальный центр с подборкой аудиозаписей.
Видеозаписи с экскурсиями по городу.
Интерактивная доска SMART.

Учебный план по образовательной программе для детей старшего дошкольного возраста
(5 – 6 лет) «Разноцветный мир»
№
п/п

Месяц

Наименование разделов

Техника исполнения

1

Октябрь

Цветовая палитра

2

Ноябрь

Цветовая палитра

3

Декабрь

В царстве удивительных
линий

Гуашь
Простой карандаш
Монотипия, гуашь
Гуашь
Акварель
Видеоряд (перо, тушь,
карандаш)
Гуашь
Тушь, перо,
перламутровая акварель

6

Количество
занятий

5
2
1
7
1
3
2
2

4

Январь

Поговорим о форме

5

Февраль

Азбука композиции

6

Март

Искусств прекрасная
страна

7

Апрель

О чём говорят картины

8

Май

Ярмарка игрушек

Восковые мелки
Фломастеры
Гуашь, цветная бумага
Беседа
Гуашь
Фломастеры
Сухая пастель
Беседа
Уголь, соус, сангина
Гуашь
Глина
Керамическая
самоотвердевающая масса
Беседа («Жанры
живописи»)
Восковые мелки, акварель
Простой карандаш, гуашь
Материал по выбору
детей
Беседа («Декоративноприкладное искусство»)
Гуашь, ватные палочки
Акварель

Всего:
Продолжительность одного занятия:

1
2
6
1
2
3
2
1
1
4
1
1
1
3
3
1
1
4
2
64
25 мин.

Учебный план по образовательной программе для детей старшего дошкольного возраста
(6 - 7 лет) «Разноцветный мир. Краски Петербурга»
№
п/п

Месяц

Наименование разделов

Техника исполнения

1

Октябрь

Как говорят краски

2

Ноябрь

Красочный мир живописи

3

Декабрь

О чём говорят картины

Видеоряд
Простой карандаш, гуашь
Видеоряд
Монотипия, акварель
Простой карандаш, гуашь
Масляная пастель, акварель
Акварель по сырому
Видеоряд
Пастель
Простой карандаш,
акварель, гуашь
Гуашь, перламутровая
акварель
Видеоряд
Цветная кисть, тушь, перо,
гуашь
Граттаж
Техника по выбору: фломастеры, карандаш, тушь, перо

4

Январь

Игра графических знаков

7

Количество
занятий

1
7
1
1
3
2
1
1
4
2
1
1
2
1
1

5

Февраль

Встреча со сказкой

6

Март

7

Апрель

Мир, где оживают сказки
(театр, цирк, мюзик-холл,
ледовый дворец)
Мой Петербург

8

Май

Город мастеров

Всего:
Продолжительность одного занятия:

Тонированная бумага,
тушь, перо, щетинистая
кисть, гуашь
Видеоряд
Пастель
Восковые мелки, акварель
Тонированная бумага,
тушь, перо
Простой карандаш, акварель или гуашь
Видеоряд
Простой карандаш, гуашь

3

Видеоряд
Фломастер, карандаш
Тушь, перо
Гуашь, цветной карандаш
Видеоряд
Фломастер, карандаш
Гуашь
Материал по выбору детей
Пастель, фломастер, тушь,
перо, гуашь

1
3
2
2
1
2
1
2
2

1
1
2
2
2
1
7

64
30 мин.

Список литературы:
1) Алянский Ю. Рассказы о Русском музее. – Л., 1988.
2) Библия для детей – Л., 1991.
3) Билибин И.Я. русские народные сказки. – Терра, 1992.
4) Вавилонская башня и другие древние легенды. – П., 1990.
5) Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. – Л., 1983.
6) Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб., 1993.
7) Галкина Э.З. Русские художники детской книги. – М., 1963.
8) Голубая роза. Сборник мифов. Мифы Древней Греции. Сост. Бужинский В.Д. – СПб,. 1992.
9) Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. – М., 1991.
10) Горек В.А. Рисую штрихом. – Мн., 1992.
11) Дмитриева Н.А. Краткая история искусств т. 1,2,3. – М., 1993.
12) Дошкольникам о художниках детской книги. Из опыта работы. – М., 1991.
13) Дружинин С.Н. О русской и советской живописи. – Л., 1989.
14) Жегалова С.К. Русская народная живопись. М., 1975.
15) Закон Божий. Первая книга о Православной вере. – Репринтное издание, 1990.
16) Каменева В. Какого цвета радуга. – М., 1987.
17) Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 1-2 классы. – М., 1995.
18) Кн. Е.Н. Трубецкой. Умозрение в красках Репринтное издание, 1990.
19) Косцова А. Сюжеты древнерусских икон. – СПб., 1992.
20) Маленькие чудеса. Произведения народного искусства в собрании Русского музея. – Л., 1981.
21) Мерцалов М.Н. Дети в мировой живописи. – М., 1968.
22) Неменский Б.Н. Мудрость красоты. – М., 1981.
23) Орфинский В. В мире сказочной реальности. – П., 1972.
24) Охраняется государством. Архитектурное наследие Ленинградской земли. – Л., 1983.

8

25) Пахомов Н.Ф. Про свою работу в детской книге. – М., 1982.
26) Учанева Л.С. Рукотворное чудо древнерусского храма. – СПб., 1992.
27) Чарушин Е.И. Десять книжек для детей. – Л., 1989.
28) Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб., 2004.
29) Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми
дошкольного возраста.
30) Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. – М., 2005.
31) Комарова Т.С., Ратанова Т.А., Быховец Г.В. Народное искусство в воспитании детей / Под
ред. Комаровой Т.С. – М., 2005.
32) Комарова Т.С., Зацепина М.Б.Художественная культура детям. Интегрированные занятия
с детьми 5 – 7 лет. – М., 2005.
33) Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А Васильевой, В.В. Гербовой,
Т.С. Комаровой – 5-е изд., испр. И доп. – М., Мозаика-Синтез, 2007.
34) Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. – М., 2009.
35) Лыкова И. А., Васюкова Н. Е. Изодеятельность и детская литература. Мир сказки. – М., 2009.
36) Курочкина Н. А. О портретной живописи – детям. – СПб, 2008.
37) Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. – М., 2005.
38) Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М. 2006.
39) Людвиг-Кайзер У. Мои первые уроки рисования. ПИТЕР, 2012.
40) Иванова О. Л. Рисунки, которые нас рисуют. СПб, 2009.
41) Рудакова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. –
СПб, КАРО, 2009.
42) Доронова Т. Н. изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.,
Просвещение, 2008.
43) Иванова О. Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб,
РЕЧЬ, 2010.
44) Вербенец А. В. Образовательная область «Художественное творчество». – СПб, ДетствоПресс, 2012.

Приложение №1
ПЕРЧЕНЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ПОСОБИЙ ПО ПРОГРАММЕ
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР»
Игры и пособия по теме «Цветовая палитра»:
1) Волшебная страна красок.
2) Цвет, характер, настроение.
3) Семь цветов радуги.
4) Подбери фон.
5) Составь букет.
6) Времена года.
7) Цветное лото.
8) Уточним цвет предмета.
9) Цветовые сочетания.
10) Ожившие краски.
11) Цветные примеры.
12) Волшебные шары.
13) Стихи в красках.
14) Картина из лоскутков.
15) Палитры.
16) Говорим цветом
17) Бабочки.
18) Подбери по цвету.
19) Разноцветные гусеницы.
20) Веселые клоуны.
9

Игры и пособия по теме «Искусство вокруг нас»:
1) Коллекционеры.
2) Узнай по силуэту.
3) Что за постройка.
4) Природа и фантазия.
5) Храм. Его строение и образ.
6) Части здания.
7) На что похоже.
8) Форма, цвет, реальность.
9) Где они живут?
10) Какой характер у животных?
11) Волшебные линии.
12) Скульптура и материал.
13) Собери чемодан.
14) Три брата мастера.
15) Веселые рисовальщики.
16) Средства выразительности.
17) Лото. Найди по фрагменту.
18) Составь узоры.
19) Геометрические фигуры.
Игры и пособия по теме «Красочный мир живописи»:
1) В гостях у картин.
2) Знаешь ли ты деревья?
3) Добрые лица цветов.
4) Картина в стихах.
5) Составь натюрморт.
6) Каким бывает море (реальное, сказочное).
7) Узнай по фрагменту.
8) Веселые иллюстраторы.
9) Цветные портреты.
10) Узнавайка.
11) Составь портрет.
12) Собери картину (Пейзаж. Композиция. Перспектива).
13) Движение и ритм (Пластика человека).
14) Движение и ритм (Пластика животных).
15) Раскрась пейзаж.
16) Узнай по костюму.
17) Рассмотри портрет и определи настроение.
18) Картина из лоскутков.
19) Найди по схеме.
20) Облака.
21) Поговорим о картине.
22) Цветные пейзажи.
23) Виды пейзажа.
24) Найди ошибку. Найди по описанию. Живая картина.
25) В мире прекрасного.

10

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«ВРЕМЕНА ГОДА»
Цель:
Закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме
присущей тому или иному времени года.
Содержание:
Подобрать цветовые карточки присущие осени, лету, весне, зиме. Сопоставить с репродукциями и коллажами. Использовать художественные тексты о
временах года для определения цветовых оттенков.
Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Все подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки, как рога…

На картине третьего
Красок и не счесть:
Желтая, зеленая,
Голубая есть…
Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака.

У второго – синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава.

А четвертый золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам.
Кто же те художники?
Догадайся сам!

«ЦВЕТНОЕ ЛОТО»
Цель:
Развивать у детей умение различать четыре оттенка одного цвета, называть
предметы одного цвета, но разных оттенков.
Содержание:
Педагог раздает детям карточки, а посередине стола кладет 16 квадратов четырех разных оттенков. Предлагает детям отобрать по четыре квадрата таких
же цветов, как предметы на их картах и разложить их по соответствующим
клеткам. Затем просит рассказать, какие оттенки, какого цвета использованы
художником. Например: «У меня все предметы желтого цвета, но разных оттенков. Лимон – светло-желтый (лимонный), подсолнух – ярко-желтый, груша – темно-желтая…»
11

«ЦВЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ»
Цель:
Познакомить детей с основными или чистыми цветами (красный, желтый,
синий) и составными (все остальные, образованные от соединения основных
цветов). Учить детей смешивать цвета, для получения нужного цвета или
цветового оттенка.
Содержание:
Детям предлагаются таблички с изображением одного из смешанных цветов.
Ребенку необходимо угадать, соединением каких цветов получен этот цвет.
Из всех цветных кружков ребенок отбирает два, необходимые для получения
данного цвета и выкладывает их на табличке в пустых кружках.

12

Приложение №2
к общеобразовательной программе для детей старшего дошкольного возраста «Разноцветный мир»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ В ИЗОСТУДИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (5-6 ЛЕТ)

Месяц

Наименование Тематика заняразделов
тий

Октябрь Цветовая палитра.

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР»
Техника исКол-во Содержание
полнения
занятий

1. «Радуга в траве». Основные
и составные
цвета.

Гуашь (красный, желтый
синий).

2

2. Зеленый цвет
в природе.
«Сколько оттенков зеленого на лугу?»

Гуашь (желтый, синий,
черный).

2

3. «Красные стрекозы на зеленом лугу». Дополнительные
цвета.

Гуашь (печать
поролоновыми
губками).

4. «Какого цвета
осенние листья?» Теплые
цвета.

Простой карандаш, акварель.

1

5. «Листья
на воде». Дополнительные
цвета.

Простой карандаш, акварель.

1

1

 Знакомство детей в игровой, увлекательной форме с красками: с основными, составными, дополнительными цветами, теплой и холодной гаммой.
 Формирование умения смешивать
краски для получения цвета рисуемого объекта (с натуры); получать
несколько оттенков одного цвета,
пользуясь ограниченной палитрой;
сочетать дополнительные цвета.
 Рассматривание и обсуждение произведений изобразительного искусства (живопись).

Методическое обеспечение
Видеоряд:

А. Пластов «Сенокос».

Х. Люти «Деревенские удовольствия».

А. Мозес «Смотри!
Маленький жеребенок».
Слайды:

«Цвет в природе и
изобразительном искусстве».
Дидактические игры:


«Стихи в красках».



«Подбери фон».


ги».

«Семь цветов раду-



«Бабочки».


«Уточним цвет
предмета».

6. «В краю удивительных бабочек».

Монотипия,
гуашь.

Музыка:

1



И. Штраус «Полька».


П. Чайковский
«Спящая красавица».

Месяц

Наименование Тематика занятий
разделов

Техника исполнения

Кол-во Содержание
занятий

Ноябрь

Цветовая палитра

1. Осенний букет
в вазе.

Гуашь. Отпечатки листьев.

2

2. Нарисуй овощи
на тарелках.
(Баклажан, огурец, морковь.
Составные и
дополнительные цвета).

Гуашь (желтая, красная,
синяя), простой карандаш.

1

3. Посмотри
в окошко, за
окошком
небо… (утром,
днем, вечером,
ночью).

Акварель и
белая гуашь.

1

4. «Осенняя пора,
очей очарованье…» (ранняя,
золотая, поздняя осень).

Гуашь.

 Рассматривание и обсуждение произведений изобразительного искусства.
 Знакомство с разнообразием красок
и бесконечностью оттенков.

Слайды: «Цвет в природе
и изображение в искусстве».



 Развитие у детей цветовосприятия.

А. Рылов «В голубом
просторе».



 Показать, что цвет помогает выразить настроение художника, определить характер и повлиять на настроение зрителя.

А. Серов «Похищение
Европы».



Н. Дубовский «Притихло».



 Формирование умения смешивать
краски и подбирать соответствующие цвета.

Ф. Васильев «Мокрый
луг».



Б. Кустодиев «Масленица».



Н. Рерих «Стрелы неба,
копья земли».



Пейзажи
И. Айвазовского.

 Показать гармонию и связь разных
видов искусств (музыка и живопись,
поэзия и живопись).
14

Видеоряд:


 Дать понятие линии горизонта, показать как изменяются величины предметов, яркости красок и четкости
линий в зависимости от расстояния.

1

Методическое обеспечение

Музыка:


С. Рахманинов «Прелюдии».



П. Чайковский «Детский

Месяц

5. Какого цвета
море? (оттенки
синего).

Гуашь (синяя, белая,
фиолетовая,
зеленая).

2

6. Кораблики
в море. (дополнительные цвета).

Гуашь.

1

Наименование Тематика заняразделов
тий

Декабрь В царстве удивительных линий.

Техника исполнения

альбом» («Белые ночи.
Масленица»).


Дидактические игры:

Кол-во Содержание
занятий

1. Линия, штрих,
точка. Графические средства выразительности

Видеоряд.
(Перо, тушь,
карандаш.)

1

2. О чем может
рассказать
прямая линия.
«За окном то
снег, то
дождь».

Перо, тушь.

2

3. О чем может
рассказать
волнообразная

Гуашь, оттенки синего.

Ф. Шопен «Этюд доминор №12».

 Рассматривание и обсуждение произведений изобразительного искусства, изображений деревьев, разных
по силуэту (веток, паутинок, морозных узоров).
 Знакомство детей с линейным разнообразием в природе и искусстве.
 Осмысление линии как сильнейшего
средства выразительности, позволяющее раскрыть эмоциональное состояние создаваемого образа, выразить собственное отношение к нему
и вызвать соответственное отношение у зрителя.

1

15



«Уточним цвет предмета».



«Подбери фон».



«Цвет, характер, настроение».



«Говорим цветом».

Методическое обеспечение
Видеоряд:


Картины Л. Рылова,
И. Грабаря,
И. Шишкина.
И. Айвазовского.

Слайды:


«Линия и форма
в природе и изобразительном искусстве».



Ван Гог «Звездное
небо».

Дидактические игры:

 Освоение детьми линии, как средства воспроизведения формы объектов (линии и штрихи различные по
силе, интенсивности, длине, размаху), как способа создания доступных
пониманию детей образных характеристик этого объекта.

линия. «Море
волнуется».
4. «День и ночь
в горах». О
чем может
рассказать зигзагообразная
линия. (Картинапервертыш).

Восковые
мелки, акварель.

1

5. О чем может
рассказать
спиралевидная
линия. «Морозное окошко».

Гуашь, акварель.

1

6. Нарядные еловые ветви в вазе.

Тушь, перо,
перламутровая
акварель.

2

Месяц

Наименование Тематика занятий
разделов

Техника исполнения

Январь

Поговорим
о форме.

Фломастеры.

1. Какого цвета и
какой формы
игрушки
на елке?

Кол-во Содержание
занятий
 Знакомить детей с разнообразием
форм и объемов (круг, квадрат, овал,
прямоугольник, шар, конус, цилиндр). Показать, что в природе все
предметы имеют определенную

1

16



«Волшебные линии».



«Дорисуй линию».

Методическое обеспечение
Видеоряд:


Репродукции
П. Пикассо,
П. Филимонова,

2. «Ночью ожил
снеговик».

Месяц

Гуашь.
Цветная бумага.

2

4. Ледяной дворец
Снежной королевы.

Гуашь.
Цветная бумага.

1

5. Сани Снежной
королевы.

Гуашь.
Цветная бумага.

1

6. Упряжка лошадей.

Гуашь.
Цветная бумага.

1

7. «Черно-белая
зима». Зимний
пейзаж.

Белая и черная гуашь.

1

1. Как художник
придумывает
картину.

Техника
исполнения
Беседа.

форму и состоят из нескольких простых фигур.

1

3. «Дед Мороз
идет по лесу».

Наименование Тематика занятий
разделов

Февраль Азбука композиции

Фломастеры.

 Познакомить детей со своеобразием
нового течения в живописи – кубизмом, видением мира и отображением
его в виде упрощенных геометрических фигур.

К. Малевича.


Слайды: «Линия и форма в природе и
в изобразительном искусстве».



Репродукции: Барт
ванн дер Лек «Композиция» 1920, Соня Делоне «Электрические призмы» 1914, Хано Хофман «Помпеи» 1953.

 Формирование умения составлять
изображение или целые композиции
из набора геометрических фигур.

Дидактические игры:

Кол-во Содержание
занятий
 Рассматривание и обсуждение произведений изобразительного искусства. Композиция картины – это объ-

1

17



«Геометрические фигуры».



«На что похоже?»



«Форма, цвет, реальность».»

Методическое обеспечение
Видеоряд:
 В. Серов «Зимой».
 К. Коровин «Зимой».

2. Самая красивая
снежинка.

Белая гуашь.

1

единение рисунка, цвета, сюжета.

Фломастеры.

1

4. Самая красивая
елка в лесу.

Гуашь.

1

 Обучение детей средствами композиционной выразительности для обогащения зрительных представлений
об окружающей действительности и
формирование на этой основе нравственно-эстетического отношения к
воспринимаемому.

3. Вдоль дороги
елочки выстроились в ряд.

5. Белки прыгают
с ветки на ветку.

Фломастеры.

1

6. Пингвины
на льдине
(симметрия и
асимметрия
в закрытой
композиции).

Фломастеры.

1

7. Краски Севера.
Олени. Северное сияние.

Сухая пастель.

 Закрепление полученных знаний по
способам композиционной организации:
– в выборе формата листа;
– передачи многоплановости;
– выделении смыслового центра (светотенью, через цветовой контраст, величину
фигур, через расстояние между объектами);
– поиск равновесия на основе симметрии
и асимметрии;
– ритмической организации элементов
для передачи динамики и статики.

 Развитие визуального мышления,
умения видеть в целостном изображении его часть.

2

 Учить детей соотносить услышанные
поэтические и музыкальные произведения с художественным образом,
развивать образное воображение.



И. Шишкин «На севере диком».
 Н. Крылов «Розовая зима».
 А. Дейнека «Колхозница
на велосипеде», «Лыжники», «Коньки», «Футболист».
 А. Матисс «Танец».
 А. Руссо «Пейзаж с быком и
коровой», «Коляска папаши
Жюнье».
 О. Ренуар «Девочка
с лейкой».
 Л. Лоури «Июль, взморье».
 М. Кассат «Дети, играющие
на пляже».
Аудиозаписи:
 П. Чайковский «Охота»
(Времена года).
 В. Моцарт «Анданте» концерт №21.
 Р. Штраус Вальс «Веселое
движение».
 А Хачатурян «Танец
с саблями» (балет «Гаяне»).
Стихотворения:
 А. Пушкин «Под голубыми
небесами…»
 А. Фет «Зима».
 М. Лермонтов «На севере
диком…»
Дидактические игры:
 «Узнай музыкальный фрагмент».
 «Составь картину».
 «Найди по схеме».


18

«Движение и ритм».

Месяц

Наименование Тематика занятий
разделов

Техника исполнения

Кол-во Содержание
занятий

Март

Искусств прекрасная страна

1. Какие сокровища хранятся в
музее изобразительных искусств?

Беседа

2. Портрет мамы.

Уголь, соус,
сангина.

1

3. Пушистые зверюшки.

Гуашь, щетинная кисть.

1

4. Такие разные
коты.

Глина.

1

5. Декоративный
рельеф «Цветы
в вазе».

Керамическая
самоотвердевающая масса.

1

6. Нежные краски
весны. Натюрморт «Нарциссы, тюльпаны в
вазе»

Гуашь, цветная бумага.

1

 Ознакомление детей с различными
видами изобразительного искусства
– скульптурой, графикой, живописью, архитектурой.
 Дать понятие об истории происхождения музеев, о музеях изобразительного искусства, показать что музей – синтез различных видов искусства, храм муз.
 Дать понятие о графике. Основные
средства графического произведения: линия, штрих, пятно, силуэт.
 Дать представление о скульптуре,
языке скульптуры, пластике и характере движений, фактуре материала.
 Дать понятие о живописи. Основные
жанры живописи, объект изображения этих жанров, выразительные
средства.
 Знакомство с архитектурой. Основные архитектурные понятия, типы
архитектурных сооружений (жилые,
общественные, производственные).
Особенности древнерусской архи-

1

19

Методическое обеспечение
Видеоряд:


Фотографии, слайды,
репродукции памятников древней архитектуры, архитектурных сооружений СанктПетербурга, произведений живописи, графики
и скульптуры.



Книги с иллюстрациями Е. Чарушина,
А. Пахомова.

Дидактические игры:


«Чья мастерская?»



«Собери чемодан».



«О чем говорят скульптуры?»



«Подбери название».



«Части здания».



«Что за постройка?»



«Веселые иллюстрато-

7. Крепости –
стражи Древней
Руси. Построй
крепость.

Гуашь. Техника печати.

1

8. Древнерусский
храм.

Гуашь, цветная бумага.

1

Месяц

Наименование Тематика занятий
разделов

Техника исполнения

Апрель

О чем говорят
картины

1. Жанры живописи

Беседа.

2. Необычные
краски космоса.
Космический
пейзаж.

Восковые
мелки, акварель.

3. Пасхальный
натюрморт
(по картине художника
В. Григорьева).
Коллективная
работа.

Простой карандаш, гуашь.

4. Как я помогаю
маме.

Материал по
выбору
(фломастеры,
акварель).

тектуры (крепости, храмы).
 Формирование умения использовать
различные изобразительные техники
для выражения замысла.
 Знакомство с материалами, инструментами и мастерской художников –
графика, живописца, скульптора и
архитектора.

Кол-во Содержание
занятий
1

1

1

1

 Рассматривание и обсуждение произведений изобразительного искусства.
 Ознакомление детей с жанрами изобразительного искусства: пейзаж,
натюрморт, портрет, бытовой, исторический, сказочный.
 Закрепление понятий о цвете, фактуре, светотени и композиции, как
о выразительных средствах живописи, которые помогают художнику
рассказать обо всем, что он видит в
окружающем мире.
 Формирование способности договариваться и согласовывать действия во
время выполнения коллективной работы.
 Развитие воображения, самостоятельности в выборе материалов, ис20

ры».

Методическое обеспечение
Видеоряд:


Слайды: пейзажи
Ф. Васильева, И. Грабаря,
И. Левитана.



Фотографии: космический
пейзаж, планеты.



Натюрморты А. Матисса,
К. Петрова-Водкина,
П. Кончаловского,
М. Сарьяна.



Портреты В. Серова,
К. Брюллова,
Б. Кустодиева.



М. Врубель «Царевналебедь».



В. Васнецов «Иванцаревич на сером волке»,
«Аленушка».



Жанровые картины

5. Сказочные образы. Царевналебедь, (по сказке А. Пушкина
«Сказка о царе
Салтане»)

Простой карандаш, гуашь, акварель.

6. «Жар-птица».
(По сказке
П. Ершова «Конек-горбунок»).

Восковые
мелки, акварель, гуашь.

пользовании различных техник рисования.

2

А. Федотова,
Ф. Малявина,
З. Серебряковой.
Дидактические игры:

2

Месяц

Наименование
разделов

Тематика занятий

Техника исполнения

Кол-во
занятий

Май

Ярмарка игрушек

1. Декоративноприкладное искусство.

Беседа.

2. Такие разные лошадки. Каргопольская лошадка.

Гуашь.

3. Филимоновская
лошадка.

Акварель.

4. Дымковская лошад-

Гуашь, ватные

1

1

1

21

1



«Веселые рисовальщики».



«Средства выразительности».



«Составь натюрморт».



«Составь портрет».



«Составь пейзаж».



«Определи настроение».



«Какой характер?»

Содержание

Методическое обеспечение

 Формирование у детей
понятия о декоративноприкладном искусстве
как об области декоративного искусства: создание художественных
изделий, имеющих
практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда,
украшения, игрушки…)

Видеоряд:


Слайды: «Декоративноприкладное искусство».



Предметы декоративноприкладного искусства.

Дидактические игры:


«Коллекционер».



«Составь узор».



«Что лишнее?»

ка.

палочки.

5. Коллективное
оформление книги
«Русские народные
потешки». Рисование по потешке
«Кошкин дом».

Гуашь, ватные
палочки.

6. Рисование по колыбельной песне «А
коток, а коток, котик беленький…»

Гуашь.

2

2

 Знакомство детей с изделиями народных мастеров, тремя видами
игрушечных промыслов: дымковской, филимоновской, каргопольской игрушками.
 Обращение внимания на
выразительные средства
народной росписи –
цвет, форму элементов,
композицию.
 Воспитание эстетического отношения к произведениям народного
творчества.
 Закрепление знаний
детей о творчестве художниковиллюстраторов
Ю. Васнецове,
Е. Васнецовой, обращение внимания на использование элементов
народных росписей в
творчестве художниковиллюстраторов к произведениям малого устного фольклора
(Ю. Васнецов,
Е. Васнецова,
Т. Маврина).
 Развитие художественного творчества и воображения у детей, худо-

22

жественного вкуса, интереса к народному искусству.

 Совершенствование
изобразительных умений и навыков.

Приложение №3
к образовательной программе для детей старшего дошкольного возраста «Разноцветный мир»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ В ИЗОСТУДИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (6-7 ЛЕТ)
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР. КРАСКИ ПЕТЕРБУРГА»

Месяц

Наименование Тематика занятий
разделов

Октябрь Как говорят
краски.

1. Какого цвета
натюрморт?

Техника
Кол-во Содержание
исполнения занятий
Видеоряд.

2. Арбузные доль- Простой
ки
карандаш,
на разноцветной гуашь.
скатерти.

2

3. Такие разные
вазы.

2

4. Натюрморт
«Цветы в вазе и
фрукты».

Простой
карандаш,
гуашь.
Простой
карандаш,
гуашь.

 Рассматривание и обсуждение произведений изобразительного искусства.

1

 Повторение материала по теме «Живопись». Беседа о том, как и чем работает художник, об основных жанрах живописи. Натюрморт и его виды
(однопорядковый и смешанный).
 Рассматривание и исследование
предметов изображения (фрукты, вазы, цветы).
 Повторение материала
по цветоведению. Последовательность цветов в радуге, теплая и холодная гаммы, цветовой контраст

3

23

Методическое обеспечение
Видеоряд:


И. Хруцкий «Цветы и
фрукты».



И. Грабарь «Хризантемы».



Ван Гог «Подсолнухи».



П. Сезанн «Яблоки на
белой скатерти».



М. Сарьян «Натюрморт
с гроздью винограда»,
«Цветы».



Натюрморты

(светлое и темное, теплое и холодное). Насыщенные и приглушенные
цвета. Правила смешивания цветов.
Композиция рисунка: симметричная
и не симметричная.

Месяц

Наименование Тематика занятий
разделов

Ноябрь

Красочный
мир живописи.

Техника
Кол-во Содержание
исполнения занятий

1. Какие краски
Видеоряд.
у осени? Пейзаж
в творчестве
русских художников.

1

2. Деревья смотрят Монотипия,
в озеро.
акварель.

1

3. Осень в Летнем
саду. (Пейзаж).

Простой
карандаш,
гуашь.

 Рассматривание и обсуждение произведений изобразительного искусства.
 Ознакомление детей с новой техникой рисования двойных зеркальносимметричных изображений акварельными красками.
 Пейзаж в творчестве русских художников. Цвет – основное средство выразительности живописи.

3

 Передача настроения с помощью
средств выразительности живописи:
цвета, линии, композиции, техники

24

Д. Штеренберга.
Дидактические игры:


«Собери букет».



«Семь цветов радуги».



«Положи красиво фрукты на тарелку».



«Составь натюрморт».



«Подбери цвет».

Методическое обеспечение
Видеоряд:


И. Левитан «Золотая
осень».



А. Грицай «Летний
сад».



Д. Белюкин «Летний
сад осенью».



И. Левитан «Осенний
день. Сокольники».

Аудиозаписи:


А. Вивальди «Времена

4. Портрет осени.
(Аллегория осени).

5. Грустная музыка осени.

Масляная
пастель, акварель.

Акварель
по сырому.

рисования. Передача пространства с
помощью линии горизонта.

2

 Слушание музыки. Выражение музыкальных впечатлений в рисунке. Рисование цветовыми пятнами, штрихами, отображая ритм музыкального
произведения.

1

 Развитие воображения, творчества,
эмоционально-эстетического отношения к образам природы.

года» (Осень).


А. Калинников «Грустная песенка».



П. Чайковский «Времена года» (Октябрь.
Осенняя песнь).

Стихотворения:


А. Плещеев «Скучная
картина».



В. Авдиенко «Осень».

Дидактические игры:

Месяц

Наименование Тематика заняразделов
тий

Декабрь О чем говорят
картины.

Техника исполнения

Кол-во Содержание
занятий

7. Краски зимнего Петербурга.

Видеоряд.

1

 Рассматривание и обсуждение произведений изобразительного искусства.

8. Какого цвета
дома в Петербурге?

Пастель.

2

 Рисование городских домов, передача их строения, характерных особенностей.

9. Прогулка по
набережным
Петербурга

Пастель.

1

 Формирование представлений
о городском и архитектурном пей-

25



«Собери чемодан».



«Собери пейзаж».



«Составь портрет».

Методическое обеспечение
Видеоряд:
 Фотоматериалы с видами
Петербурга зимой.
 Произведения художников о зимнем Петербурге.
 А. Маке «Шляпный магазин».
 А. Матисс «Красный интерьер», «Натюрморт

(Фонтанка,
Мойка).
10. Краски ночного города. Рисуем свет фонарей.

зажах.
Пастель.

1

11. Как город гоГуашь, перлатовится встре- мутровая актить Новый
варель.
год. (Нарядные
витрины магазинов, новогоднее оформление города).

1

12. Как нарядна и
красива елка!
(В нашем детском саду, дома).

2

Простой карандаш, акварель, гуашь.

 Закрепление понятий о цвете, фактуре, светотени и композиции как
образных средствах выразительности пейзажа.
 Знакомство с пастельной живописью. Освоение техники рисунка сухой пастелью.
 Придумывание оформления витрины.
 Формирование понятий «светлотный
контраст», «ритм в изобразительном
искусстве».
 Знакомство с новым жанром живописи – интерьером.
 Формирование умения применять
полученные знания о средствах выразительности живописи в собственном творчестве.

на синем столе».
 Ван Гог «Спальня художника в Арле».
 О. Розанова «Городской
пейзаж».
 П. Уткин «Дом
Я. Жуковского в КучукКое».
Аудиозаписи:
 «Вальс снежных хлопьев» из балета П. Чайковского «Щелкунчик».
Литературные произведения:
 Х.-К. Андерсен сказка
«О том, как буря перевесила вывески».
 Стихотворение
А. Фетисова «Синий вечер».
Дидактические игры:
 «Составь картину».
 «Выставка пейзажа».



Месяц

Наименование Тематика занятий
разделов

Техника исполнения

Январь

Игра графических знаков.

Видеоряд.

7. Торжество черно-белого цвета
зимой.

Кол-во Содержание
занятий
 Рассматривание и обсуждение графических произведений изобрази-

1

26

«Наряди красиво елку».

Методическое обеспечение
Видеоряд графики:


А. Остроумова-

8. Как красив узор
цветов из веток
на фоне неба.

Месяц

 Формирование понятия о графике,
как об одном из видов изобразительного искусства.

Тушь, перо.

1

10. Незамерзающие
цветы ограды
Михайловского
сада.

Граттаж.

1

11. Придумай узор
балкона, скамейки (для сказочного героя).

Техника по
выбору: фломастеры, карандаш,
тушь, перо.

1

12. Прогулка по
зимнему Петербургу.

Тонированная
бумага, тушь,
перо, щетинистая кисть,
гуашь.

3

8. Какого цвета
сказка.

Техника исполнения
Видеоряд.

тельного искусства.

1

9. Строгие линии
ограды Летнего
сада.

Наименование Тематика заняразделов
тий

Февраль Встреча со
сказкой.

Цветная
кисть, тушь,
перо, гуашь.

 Основные выразительные средства
графики: линия, штрих, пятно, силуэт, композиция.
 Ритм в изобразительном искусстве.
 Рисунок – основа трех видов искусств архитектуры, скульптуры, живописи. Сформировать понятие.
 Знакомство с материалами, инструментами и мастерской художникаграфика.

Лебедева.


М. Добужинский.



В. Серов.



И. Шишкин «Иней».



Н. Глущенко «Зимний
день».

Аудиозаписи:


А. Вивальди Времена
года. «Зима».

Дидактические игры:


«Чья мастерская».



«Собери чемодан».

 Освоение графических техник: рисунок пером и тушью, деревянной палочкой, граттаж, «набрызг».

Кол-во Содержание
занятий
 Рассматривание и обсуждение иллюстраций к сказкам русских и совре-

1

27

Методическое обеспечение
Видеоряд:
 Изображение фантасти-

9. Мифические
существа
в городе (грифоны, сфинксы, львылягушки).
Грифоны
охраняют Банковский мост.

Пастель.

10. Иллюстрация
к сказке
Х. К. Андерсен
а «Русалочка».

Восковые
мелки, акварель.

11. Портрет папы
в образе русского богатыря.

Тонированная
бумага, тушь,
перо.

2

12. Портрет мамы
в наряде русской царевны.

Простой карандаш, акварель или гуашь.

2

менных художников.

1

 Знакомство с книжной графикой.
 Роль художника и его иллюстраций
в раскрытии содержания книги.
 Графический стиль разных художников.
 Выразительные средства книжной
графики: ритм, цвет, линия, композиция.

2

 Декоративно-прикладное искусство.
 Знакомство со старинными художественными ремеслами: ткачество,
вышивка, плетение.
 Придумывание и рисование сказочных костюмов.
 Жанр портрета: образ русского человека Древней Руси (русская красавица, русский богатырь).
 Совершенствование техники рисования пером, концом кисти (рука на
весу), восковыми мелками, пастелью.
 Развитие образного мышления, творческого воображения.

28

ческих животных
(сфинкс, грифон, русалочка, дракон).
 В. Васнецов «Три царевны подземного царства».
 М. Врубель «Царевналебедь».
 П. Корин «Александр
Невский».
 В. Васнецов «Богатыри»,
«Иван-царевич на сером
волке».
 И. Билибин «Морозко».
 В. Тропинин «Кружевница».
 М. Хиршфилд «Девушка
с персидским котом».
Аудиозаписи:
 П. Чайковский «Щелкунчик.
Сказки:
 А. Пушкин,
Х. К. Андерсен.
 Чтение русских народных
сказок.
Дидактические игры:



«Найди книжки художника-иллюстратора по его
манере изображения».

Месяц

Наименование Тематика занятий
разделов

Техника
Кол-во Содержание
исполнения занятий

Март

Мир, где оживают сказки.
(Театр, цирк,
мюзик-холл,
ледовый дворец).

7. Какого цвета
сказка?

Видеоряд.

8. В цирке всей
семьей.

Простой
карандаш,
гуашь.

3

9. Волшебная сце- Простой
на (иллюстрация карандаш,
спектакля).
гуашь.

2

10. Здание театра
(цирка) снаружи.

2

Простой
карандаш,
гуашь.

 Рассматривание и обсуждение произведений изобразительного искусства
(живопись, театральнодекорационное искусство.

1

 Знакомство с цирковым искусством.
Формирование умения изображать
людей и животных в движении,
со взаимосвязями, выделять главное
в композиции, применять знание
светлого и цветового контрастов.
 Театрально-декорационное искусство. Придумывание и рисование декораций, героев спектакля по сказке.
 Композиция рисунка, планы (зрители
и сцена), передача сюжета, героев
в действии.
 Архитектурный пейзаж. Отличительные особенности зданий цирка, театров от остальных домов. Формирование умения рисовать здание, начиная
с общей формы и постепенным заполнением деталями (сначала крупными, затем мелкими, асимметрия и
симметрия).
 Работа с родителями.

29

Методическое обеспечение
Видеоряд:


Репродукции с эскизами
декораций, костюмов.



Б. Кустодиев. Эскиз декорации к спектаклю
«Блоха».



М. Кассат «Дама в черном в опере».



К. Бомбуа «Ярмарочный атлет».



С. Судейкин «Балет».



К. Сомов «Итальянская
комедия».



А. Бенуа «Ярмарка», эскиз декорации к балету
«Петрушка», эскизы костюмов.



П. Пикассо «Девочка
на шаре».



Книги о цирке
с иллюстрациями.

Дидактические игры:


«Укрась здание театра».



«Два клоуна».

Месяц

Наименование Тематика занятий
разделов

Техника
Кол-во Содержание
исполнения занятий

Апрель

Мой Петербург.

7. Какого цвета
мой город?

Видеоряд.

8. На экскурсии
в музее (Русский музей, Зоологический музей).

Фломастер,
карандаш.

9. Автобус везет
нас на экскурсию.

Тушь, перо.

2

10. Прогулка по городу в карете.

Фломастер,
карандаш.

2

11. Мы – петербуржцы. (Портрет моего друга.
Я и мой друг.
Автопортрет).

Гуашь,
цветной карандаш.

2

 Рассматривание и обсуждение произведений изобразительного искусства (графика, живопись).
 Беседа об экскурсии в музей,
об удивительных вещах, картинах, какая
запомнилось больше всего.
 Рисование интерьера. Композиция рисунка, определение героев рисунка, их
расположение, пропорции, позы, ракурс
изображения.
 Рассматривание изображений автобуса,
троллейбуса и трамвая. Передача строения автобуса, рисунок пассажиров и пешеходов, окружающей среды. Формирование умения вести рисунок от общего к
частному (постепенное усложнение, заполнение деталями простой формы).
 Городской пейзаж. Формирование умения выделять сюжетно-композиционный
центр рисунка, передний и дальний
план, последовательно вести работу над
рисунком.
 Виды автопортретов: автопортрет, двойной, групповой. Рисование портретов и
автопортретов с натуры. Композиция
рисунка, определение позы, ракурса
изображения (анфас, профиль), изображение предметов, харктеризующих ге-

1

1

30

Методическое обеспечение
Видеоряд:


А. Матисс «Красивая
комната».



С. Адливанкин Трамвай Б».



Г. Кайботт «Парижская
улица в дождливый
день».



В. Купцов «АНТ-20
Максим Горький».



И. Фирсов «Юный живописец».



Ю. Щукин «Аттракцион».



Фотматериалы с видами
города.



Портреты и автопортреты художников (Ван
Гог, М. Сарьян, К. Сомов, В. Серов).

Дидактические игры:


«Знаешь ли ты свой го-

роя (игрушки, шахматы, мольберт…),
придумывание подписи к портретам.

 Проявление самостоятельности в выборе

род?»


«Собери портрет».

сюжета рисунка, формата материала и
техники изображения.

Месяц

Наименование Тематика занятий
разделов

Техника
Кол-во Содержание
исполнения занятий

Май

Город мастеров.

9. Краски петровского Петербурга

Видеоряд.

1

10. Портрет Петра I – основателя
города

Фломастер,
карандаш.

2

 Бытовой жанр и историческая картина.

11. Как Петербург
Гуашь.
строили. Рисование иллюстраций
к стихотворению
А. Свиридовой
«Как Томон
Биржу строил».

1

 История создания Петербурга Петром I, предметы быта, одежда и
транспорт того времени, архитектурные сооружения, храмы.

12. Золотые купола
СанктПетербурга
(Спас на Крови,
Смольный собор, Петропав-

2

Материал
по выбору.

 Рассматривание и обсуждение произведений изобразительного искусства.

 Как иллюстрации помогают раскрыть содержание книги.
 Формирование умения выделять сюжетно-композиционный центр рисунка, последовательно вести работу
над композицией (эскиз, расположение рисунка на листе, цветовые решения, работа над деталями, обобщения).
 Проявление самостоятельности
в выборе материала и архитектурно31

Методическое обеспечение
Видеоряд:
 Фотоматериалы видов
города.
 Э. Серов «Петр II и цесаревна Елизавета
на псовой охоте.
 В. Серов «Петр I».
 К. Сомов «Зимний каток».
 Е. Лансере «Петербург
начала 18 века», «Императрица Елизавета
Петровна в Царском селе».
 А. Бенуа «Прогулка короля».
 А. Руссо «Коляска папаши Жюнье».
 К. Юон «Праздничный
день».

ловский, Исаакиевский соборы).
13. Мое любимое
место в городе.
(День города,
праздничный салют).

го объекта для рисования.

Пастель,
фломастер,
тушь, перо,
гуашь.

2

32



О Петербурге и Петре I.
Книги с иллюстрациями
современных художников.
Дидактические игры:
 «Знаешь ли ты свой город?»
 «Загадки сфинкса».
 «Век нынешний и век
минувший».

Приложение №4
к образовательной программе «Разноцветный мир»
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА 5, 6, 7 ЛЕТ
НА 20_______ г.

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Ван Гог

Качество
эмоциональноэстетических предпочтений

Малюта – текете

Громкий – тихий

Способность
к синестезии

Деревья

Заколдованные
скульптуры

Одушевление
и
преображение
формы

Фигурки

Кто есть кто

Джоконда

Способность
опознать
выразительность
формы

Волшебные
ветки

Натюрморты

Замки

Волшебники

Пейзаж

Способность
воспринимать и
создавать эстетическую
выразительность
художественной формы

Несуществующее
животное

Каляка

Клякса

№
п/п

спрятавшееся
животное

Творческие характеристики
восприятия

Дорисуй картинку

Фамилия, имя
ребенка

10

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА 5, 6, 7 ЛЕТ
НА 20_______ г.

1
2
3
4
5
6
7
8
9

34

«Три брата
мастера»

Диагностика усвоения видов изобразительного искусства

«Собери
чемодан»

«В мире
прекрасного»

«В гостях у
картин»

Диагностика
усвоения жанров
живописи

«Цветные
примеры»

«Собери
букет»

«Радужный
хоровол»

«Какого
цвета»

Диагностика усвоения
характеристик цвета

Изобразительный
материал

Технические
навки

Использование, цвета
наличие фона

Заполняемость листа

№
п/п

Анализ продуктов
детской деятельности

Наличие сюжета

Фамилия, имя
ребенка

10
11
12

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.