Танцевальная мозаика, Новожилова А.А., Оленяк Е.П. (1)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга
«Радуга»
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
ГБДОУ детский сад
Центрального района СПб «Радуга»
протокол от 29.08.2023 №1

УТВЕРЖДЕНА
Приказ от 02.10.2023 г. № 145-од

Тимофеева
Наталья
Николаевна

Подписано цифровой подписью: Тимофеева Наталья
Николаевна
DN: c=RU, st=г. Санкт-Петербург, l=г. Санкт-Петербург,
title=Заведующий, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ
САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "РАДУГА",
1.2.643.100.3=120B3032303938343436303439,
1.2.643.3.131.1.1=120C373832353732303431373133,
email=gdou_raduga@mail.ru, givenName=Наталья
Николаевна, sn=Тимофеева, cn=Тимофеева Наталья
Николаевна
Дата: 2023.10.05 17:19:52 +03'00'

Заведующий
______________________Н.Н. Тимофеева

с учётом мнения Совета родителей
протокол от 29.08.2023 №1

Дополнительная общеобразовательная программа
физкультурно-спортивной направленности
«ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МОЗАИКА»
Возраст обучающихся: 3 -7 лет
Срок реализации программы: 4 года

Составитель:
НОВОЖИЛОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

№
п/п
1

Содержание

Страница

Пояснительная записка

3

2

Планируемые результаты обучения

6

3

Методические приёмы обучения

9

4

Содержание программы

10

5

Тематическое планирование

12

6

Формы подведения итогов реализации программы

22

7

Критерии оценки знаний и умений по программе

23

8

Литература

24

2

1. Пояснительная записка
Танец – самое любимое массовое искусство. Трудно представить семейное
торжество, народное празднество, вечер отдыха без танцев.
Особенно любят танцевать дети. Но любить танец, еще не значит уметь
исполнять его. Научиться танцевать очень трудно. Путь к познанию и
совершенству танца длинный и сложный, умение приходит не сразу. Наша
задача - помочь ребенку развить творческие способности, воображение,
выразительность движений, пластичность.
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ
предъявляют все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего
школьника полноценным и всесторонне развитым. Поэтому необходимо
развивать ребенка уже с раннего детства многогранно, не останавливаясь не
перед какими трудностями.
Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в
ДОУ определяется через выбор хореографического направления. Данная
программа строится на обширном изучении русского народного танца,
наиболее понятного и доступного детям дошкольникам.
Программа «Танцевальная мозаика» направлена на всестороннее гармоничное
развитие детей. Научить малыша воспринимать красоту форм, линий, звуков,
движений, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Это
эмоциональное, интеллектуальное, физическое, коммуникативное, морально –
нравственное, эстетическое развитие, которое достигается в образовательной
танцевальной деятельности.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия
танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают
образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к
прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности
дошкольника.
Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными
возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка,
для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является
богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его
художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством

3

которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны
нашего существа.
Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и
понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут
развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию
и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку,
научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут
представление об актерском мастерстве.
Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную
сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения,
прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное
воздействие на здоровье детей. На занятиях разучиваются различные движения
под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно
двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным
характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят
развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится
вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять
движения.
Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими
танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся
чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные
качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального
самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох
также необходимо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается
основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.
В основу данной программы положен богатейший опыт великих мастеров
танца, теоретиков, педагогов – практиков – А.Я. Ваганова, Т.А. Устиновой, Т.С.
Ткаченко и др.
Срок реализации программы
Продолжительность освоения образовательной программы составляет 4 года.
Возраст детей
Программа «Танцевальная мозаика» рассчитана на четыре года обучения и
рекомендуется для занятий детей с 3 до 7 лет.
4

Форма организации занятий образовательной программы
Групповая форма занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. В месяц – 8
занятий. В течение одного года обучения - 64 занятия.
Продолжительность одного занятия:
№
п/п
1
2
3
4

Возраст детей

Время

3 – 4 года
4 – 5 лет
5 – 6 лет
6 – 7 лет

15 минут
20 минут
25 минут
не более 30 минут

Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май).
Направленность
программы
физкультурно-спортивная.
Образовательная программа «Танцевальная мозаика» направлена на воспитание
у детей художественно-эстетического вкуса через танец, на их физическое
развитие.
Новизна данной программы состоит в том, что она помогает
обучающимся с помощью игровых и ролевых танцев легче и быстрее
приобщиться к миру танца.
Актуальность, важность данной программы в настоящий момент
заключается в том, что, занимаясь танцами, дети приобретают позитивные
навыки общения в коллективе, в паре, а также навыки самовыражения через
танец.
Педагогической целесообразностью данной программы является то, что
обучающиеся получают разностороннее развитие. Чувство ритма, эстетическая
культура, этика поведения, музыкальность, творчество, физическое развитие,
умение работать в парах, в коллективе и самостоятельно.
Цель программы - приобщить детей к танцевальному искусству,
способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников.
Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в
движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие
способности дошкольника посредством хореографического искусства.

5

Задачи:
- научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам
классического, народного и детского – бального танца, музыкальной грамоте и
основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку,
различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой;
- развитие музыкальных и физических данных детей, образного мышления,
фантазии и памяти, формирование творческой активности и развитие интереса
к танцевальному искусству;
- воспитание эстетически – нравственного восприятия детей и любви к
прекрасному,
трудолюбия,
самостоятельности,
аккуратности,
целеустремленности в достижении поставленной цели, умение работать в
коллективе и в парах.
2. Планируемые результаты обучения
1-й год обучения:
- будут знать значение танцевального зала и правила поведения в нем;
- будут уметь исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений
под музыку;
- будут различать выразительные средства, согласовывать свои движения с
музыкой;
- получит навыки ритмической ходьбы;
- научится в музыкально-подвижной игре представлять различные образы.
- будут уметь ориентироваться в зале, строиться в шеренгу.
2-й год обучения:
Знает
Имеет представление
Элементы
О структуре человеческого
партерной
тела, о мышцах и суставах.
гимнастики
О том, какие движения
разогревают ту или иную
мышцу
Упражнения на О танцевальном зале, об
ориентировку в элементарных построениях
пространстве
и перестроениях
Упражнения
для разминки

6

Умеет
Определять возможности
своего тела, выполнять
движения партерного
экзерсиса правильно, плавно и
без рывков
- линия;
- колонка;
- круг;
- движения по линии танца и
против линии танца.
Грамотно владеть своим
телом, правильно выполнять
повороты приседания,
наклоны и др.

Положения и
движения рук
классического
танца
Положения и
движения ног
классического
танца

О классическом танце и
балете в целом

Положения и
движения рук
народного
танца

О русском народном танце,
о русских традициях и
праздниках

Положения и
движения ног
народного
танца

Этюды

О танце как виде
сценического искусства

3-й год обучения:
Знает
Имеет представление
Квадрат
О классическом танце
А.Я. Вагановой
Положения и
О port de bras
движения рук
(классического танца)
классического
танца
Положения и
Об экзерсисе классического
движения ног
танца (на середине зала)
классического
танца:
(позиции –
выворотные,
танцевальные
шаги,
7

- позиции рук;
- перевод рук из одного
положения в другое;
- постановка корпуса
- позиции ног;
- relleve;
- demi – plie;
- sotte;
- различные виды бега и
танцевальных шагов;
- поклон для мальчиков,
реверанс для девочек
- подготовка к началу
движения;
- простейшие хлопки;
- взмахи платочком и кистью;
- «полочка»
- позиции ног;
- battement tendu в народном
характере с переводом с носка
на каблук;
- притопы;
- приставные шаги;
- танцевальные движения
Сюжетный танец «Лето»

Умеет
Ориентироваться в
танцевальном зале
Правильно переводить руки из
одного положения в другое
Правильно выполнять все
элементы классического танца
(соответствующие данному
возрасту)

элементы
классического
экзерсиса)
Положения и
О русском народном танце
движения рук
народного
танца:
(положение
кисти на талии,
port de bras
характерного
танца, хлопки в
ладоши,
«полочка» и
др.)
Положения рук О работе партнеров в паре
в паре
Движения ног
народного
танца

О русском народном танце

(мальчики) – о присядке

Упражнения на О танцевальных рисунках
ориентировку в
пространстве

Движения
Об историко-бытовом танце
бального танца

Этюды

О различных танцевальных
направлениях

8

Правильно сменять одно
положение рук народного
танца на другое и выполнять
хлопки в ладоши

Исполнять повороты и
различные танцевальные
движения в паре
Исполнять различные виды
шагов, элементы народного
экзерсиса и танцевальные
движения народного танца,
соответствующие данному
возрасту.
Правильно выполнять резкое и
плавное приседание
(подготовка к присядке),
подскоки на двух ногах.
Безошибочно перестраиваться
из одного танцевального
рисунка в другой:
- «звездочка»;
- «корзиночка»;
- «ручеек»;
- «змейка».
Уметь выполнять шаги
бального танца, двигаться в
паре и знать основные
положения рук в паре. Уметь
чувствовать своего партнера.
Безошибочно исполнять
поставленные тренировочные
этюды, передавая характер
музыки.

4-й год обучения:
Знает
Имеет представление
Элементы
О классическом танце
классического
экзерсиса на
середине
Элементы
народного
танца

О русском народном танце

Элементы
бальных
танцев

О танцах:
- «Полька»;
- «Вальс»;
- «Чарльстон»

Этюды

О различных танцевальных
направлениях

Умеет
- port de bras;
- demi – plie;
- battement tendu;
- passé;
- relleve.
- поклон в русском характере;
- различные виды шагов;
- танцевальные движения;
(мальчики):
- присядку;
- виды хлопков;
- «гусиный шаг»;
(девочки):
- вращение на полупальцах.
Исполнять танцевальные
движения различных танцев.
Отличить движение «Вальса»
от «Полонеза» или «Польки»
от «Чарльстона».
Безошибочно танцевать
тренировочные этюды,
передавая характер и темп
музыкального сопровождения.

3. Методические приемы
При организации образовательного процесса используются методы:
наблюдение, убеждения, стимулирования, создание ситуации успеха для
каждого ребенка.
Основой для совершенствования движений и воспитанию у детей
необходимых двигательных навыков является воздействие музыки. Подбор
музыкального материала для ведения танцевальных занятий играет большую
роль.
Словесное объяснение используется на занятиях и включает в себя
основные рабочие и профессиональные термины, точные определения.
Показ движений применяется педагогом для передачи обучающимся
характера движений. Показ помогает ученикам выразительнее, эмоциональнее
9

и технически правильно
танцевальные комбинации.

исполнить

любое

движение,

упражнение,

4. Содержание программы
1. Вводное занятие
На данном занятии дети узнают, что такое танец. Откуда идут его истоки? Как
овладевают этим искусством? Узнают о том, как зародился танец, какие
бывают танцы, в чем их отличие. Знакомятся с тем, что необходимо для
занятий танцем (танцевальная форма, обувь). Чем дети будут заниматься на
протяжении трех учебных лет.
2. Партерная гимнастика
Партерная гимнастика или партерный экзерсис. Экзерсис в хореографии
является фундаментом танца. Экзерсис бывает партерный, классический,
народно-характерный, джазовый и в стиле «модерн». Что такое партерный
экзерсис и зачем его надо выполнять? П.э.- это упражнения на полу, которые
позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей:
повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить
силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых
недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног,
развить гибкость, эластичность стоп.
Для этих занятий необходимы мягкие коврики, на которых будет удобно
заниматься на полу.
3. Упражнения на ориентировку в пространстве
Данная тема позволит детям познакомиться с элементарными перестроениями
и построениями (такими как: круг, колонна, линия, диагональ, полукруг и
др.),научит детей четко ориентироваться в танцевальном зале и находить свое
место. В дальнейшем, повторяя и закрепляя этот раздел, дети научатся в
хореографических этюдах сменять один рисунок на другой.
4.Упражнения для разминки
Данный раздел поможет детям подготовиться к началу занятия, разовьет у
ребенка чувство ритма, умение двигаться под музыку. Послужит основой для
освоения детьми различных видов движений, обеспечивающих эффективное
формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по
программе «Азбука танца».
10

5. Народный танец
В данном разделе тети будут знакомиться с элементами народного танца:
позициями и положениями рук и ног, с различными танцевальными
движениями, познакомятся с танцевальными перестроениями. Каждый учебные
год внесет свои изменения в процесс освоения материала. С каждым годом он
будет более насыщенный и сложный. После освоения комплекса различных
движений дети будут знакомиться с танцевальными комбинациями,
построенными на данных движениях. А из этих комбинаций в дальнейшем
будут составлены и разучены тренировочные танцевальные этюды. Занятия
народным танцем позволят детям познакомиться с основами актерского
мастерства, помогут, развить в них более раскрепощенную личность.ародный
бинаций в дальнейшем будут составлены и разучены тренировочные
танцевальные этюды построенными на данных движениях.А и
6. Классический танец
Классический танец – основа всей хореографии. Он поможет детям познать
свое тело, научиться грамотно, владеть руками и ногами, исполняя тот или
иной танцевальный элемент. На занятиях классическим танцем, дети
познакомятся с основными позициями рук и ног, различными классическими
движениями (battement tendu, demi plie и др.), познакомятся с квадратом
А.Я.Вагановой. с каждым учебным годом к более простым танцевальным
движениям будут добавляться более сложные. В финале ознакомления детей с
данным разделом им предлагается разучить танцевальные этюды.
7. Бальный танец
В раздел «бальный танец» включены такие танцевальные элементы как:
подскоки, par польки, par вальса. Дети научаться держать корпус и руки
согласно тому времени, к которому относятся исполняемые танцевальные
движения, постараются перенять манеру исполнения танцев того времени. Во
время занятий бальным танцем большое внимание будет уделяться работе в
паре, что имеет большое значение для данного вида искусства. На этих
занятиях могут быть использованы различные атрибуты, например: веера,
шелковые платочки, шляпы и др. Также как и после знакомства с предыдущими
разделами детям предлагается изучить и исполнить этюды «Полька», «Вальс»,
«Чарльстон».

11

5. Тематическое планирование
1-й год обучения (младшая группа)
№
п/п
1
2

3

4

Тема, содержание
Вводное занятие
Партерная гимнастика:
- упражнения для развития подвижности
голеностопного сустава, эластичности мышц голени и
стоп;
- упражнения для улучшения гибкости позвоночника;
- упражнения для улучшения подвижности
тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра;
- упражнения для улучшения эластичности мышц плеча
и предплечья, развития подвижности локтевого
сустава;
- упражнения для исправления осанки;
- упражнения на укрепление мышц брюшного пресса.
Упражнения на ориентировку в пространстве:
- игры «Где твой домик», «Найди зайку»;
- простейшие построения: линия, круг;
- простейшие перестроения: круг;
- сужение круга, расширение круга;
- различие правой, левой руки, ноги,;
- повороты вправо, влево;
- пространственное ощущение точек зала.
Упражнения для разминки:
- повороты головы направо, налево;
- наклоны головы вверх, вниз, направо, налево;
- наклоны корпуса вперед, в сторону;
- движения плеч: подъем, опускание плеч
одновременно;
- полуприседания;
-движения руками: руки свободно опущены в низ,
подняты вперед, руки в стороны, руки вверх;
- чередование шагов на полупальцах и пяточках;
- прыжки на месте на двух ногах, на одной ноге
поочерёдно;
- простой бег (ноги забрасываются назад);
12

Количество
занятий
2
8

12

10

5

6

- «Цапельки» (шаги с высоким подниманием бедра);
- «Лошадки» (бег с высоким подниманием бедра);
- прыжки (из 1 прямой во вторую прямую);
- бег с продвижением вперед и назад.
Классический танец.
1. Постановка корпуса.
2.Положения и движения рук:
- подготовительная позиция;
- позиции рук (1,2,3);
- раскрывание и закрывание рук, подготовка к
движению;
3. Положения и движения ног:
- позиции ног (выворотные 1,2,3);
- demi plie (по 6 позиции);
- sotte (по 6 позиции);
- легкий бег на полупальцах;
- танцевальный шаг;
- перенос корпуса с одной ноги на другую (через
battement tendu);
- реверанс для девочек, поклон для мальчиков.
4. Танцевальные комбинации.
Народный танец.
1. Положения и движения рук:
- подготовка к началу движения (ладошка на талии);
- хлопки в ладоши;
- взмахи платочком (дев.), взмах кистью (мал.).
2. Положения и движения ног:
- позиции ног (1-3 свободные, 6-ая, 2-ая закрытая,
прямая);
- простой бытовой шаг;
- «Пружинка» -маленькое тройное приседание (по 6
позиции);
- «Пружинка» с одновременным поворотом корпуса;
- battement tendu вперед, в сторону на носок, с
переводом на каблук в русском характере;
- притоп простой, двойной,
- ритмическое сочетание хлопков в ладоши с
притопами;
13

10

10

7
8
9

- простой приставной шаг на всей стопе по 1 прямой
позиции;
- приставной шаг с приседанием;
- приседание на двух ногах с поворотом корпуса;
- приставные шаги по парам, лицом друг к другу
(положение рук «лодочка»);
- «елочка»;
- «ковырялочка»;
- поклон в русском характере (без рук).
3. Танцевальные комбинации.
Танцевальные этюды, танцы:
- сюжетный танец «Весёлые утята».
Подготовка к итоговому контрольному занятию.
Итоговое контрольное занятие.
ИТОГО:

10
1
1
64

2-й год обучения (средняя группа)
№
п/п
1
2

3

Тема, содержание
Вводное занятие
Партерная гимнастика:
- упражнения для развития подвижности
голеностопного сустава, эластичности мышц голени и
стоп;
- упражнения для развития выворотности ног и
танцевального шага;
- упражнения для улучшения гибкости позвоночника;
- упражнения для улучшения подвижности
тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра;
- упражнения для улучшения эластичности мышц плеча
и предплечья, развития подвижности локтевого
сустава;
- упражнения для исправления осанки;
- упражнения на укрепление мышц брюшного пресса.
Упражнения на ориентировку в пространстве:
- игра «Найди свое место»;
- простейшие построения: линия колонка;
- простейшие перестроения: круг;
14

Количество
занятий
2
10

8

- сужение круга, расширение круга;
- интервал;
- различие правой, левой руки, ноги, плеча;
- повороты вправо, влево;
- пространственное ощущение точек зала (1,3,5,7);
4

5

Упражнения для разминки:
- повороты головы направо, налево;
- наклоны головы вверх, вниз, направо, налево,
«Марионетки»;
- наклоны корпуса назад, вперед, в сторону;
- движения плеч: подъем, опускание плеч по очереди,
одновременно, круговые движения плечами «Стирка»,
«Незнайка»;
- повороты плеч, выводя правое или левое плечо
вперед;
- повороты плеч с одновременным полуприседанием;
-движения руками: руки свободно опущены в низ,
подняты вперед, руки в стороны, руки вверх;
- «Качели» (плавный перекат с полупальцев на пятки);
- чередование шагов на полупальцах и пяточках;
- прыжки поочередно на правой и левой ноге;
- простой бег (ноги забрасываются назад);
- «Цапельки» (шаги с высоким подниманием бедра);
- «Лошадки» (бег с высоким подниманием бедра);
- «Ножницы» (легкий бег с поочередным выносом
прямых ног вперед);
- прыжки (из 1 прямой во вторую прямую) с работой
рук и без;
- бег на месте и с продвижением вперед и назад.
Классический танец.
1. Постановка корпуса.
2.Положения и движения рук:
- подготовительная позиция;
- позиции рук (1,2,3);
- постановка кисти;
- раскрывание и закрывание рук, подготовка к
движению;
15

10

10

6

3. Положения и движения ног:
- позиции ног (выворотные 1,2,3);
- demi plie (по 6 позиции);
- relleve (по 6 позиции);
- sotte (по 6 позиции);
- легкий бег на полупальцах;
- танцевальный шаг;
- танцевальный шаг по парам (руки в основной
позиции);
- перенос корпуса с одной ноги на другую (через
battement tendu);
- реверанс для девочек, поклон для мальчиков.
4. Танцевальные комбинации.
Народный танец.
1. Положения и движения рук:
- подготовка к началу движения (ладошка на талии);
- хлопки в ладоши;
- взмахи платочком (дев.), взмах кистью (мал.);
- положение «полочка» (руки перед грудью);
- положение «лодочка».
2. Положения и движения ног:
- позиции ног (1-3 свободные, 6-ая, 2-ая закрытая,
прямая);
-простой бытовой шаг;
- «Пружинка» -маленькое тройное приседание (по 6
позиции);
- «Пружинка» с одновременным поворотом корпуса;
- battement tendu вперед, в сторону на носок, с
переводом на каблук в русском характере;
- battement tendu вперед на носок, с переводом на
каблук в русском характере и одновременным
приседанием;
- притоп простой, двойной, тройной; - ритмическое
сочетание хлопков в ладоши с притопами;
- простой приставной шаг на всей стопе и на
полупальцах по 1 прямой позиции;
- простой приставной шаг с притопом;
-поднимание и опускание ноги, согнутой в колене,
16

10

7
8
9
10

вперед (с фиксацией и без);
- приставной шаг с приседанием;
- приставной шаг с приседанием и одновременной
работой рук (положение рук «полочка», наклон по ходу
движения);
- приседание на двух ногах с поворотом корпуса и
выносом ноги на каблук в сторону поворота;
- приставной шаг с приседанием и выносом ноги в
сторону на каблук (против хода движения);
- приставные шаги по парам, лицом друг к другу
(положение рук «лодочка»);
- «елочка»;
- «ковырялочка»;
- поклон в русском характере (без рук).
3. Танцевальные комбинации.
Танцевальные этюды, танцы:
- сюжетный танец «Лето».
Подготовка к итоговому контрольному занятию.
Итоговое контрольное занятие.
Диагностика уровня музыкально-двигательных
способностей детей дошкольного возраста
ИТОГО:

10
2
1
1
64

3-й год обучения (старшая группа)
№
п/п
1
2

Тема, содержание

Количество
занятий
Диагностика
уровня
музыкально-двигательных 2
способностей детей на начало года.
Классический танец:
12
1. Повтор 1 года обучения.
2. Упражнения на ориентировку в пространстве:
- положение прямо (анфас), полуоборот, профиль;
- свободное размещение по залу, пары, тройки;
- квадрат А.Я.Вагановой.
3. Положения и движения рук:
- перевод рук из одного положения в другое.
4. Положения и движения ног:
- позиции ног (выворотные);
- шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад;
17

3

- танцевальный шаг назад в медленном темпе;
- шаги с высоким подниманием ноги, согнутой в
колени вперед и на полупальцах (вперед, назад).
- relleve по 1,2,3 позициям (муз. раз. 1/2 ,1/4, 1/8);
- demi-plie по 1,2,3 поз;
- сочетание полуприседания и подъема на полупальцы;
- sotte по 1,2,6 поз;
- sotte в повороте (по точкам зала).
5. Танцевальные комбинации.
Народный танец:
16
1. Повтор 1 года обучения.
2. Положения и движения рук:
- положение на поясе – кулачком;
- смена ладошки на кулачок;
- переводы рук из одного положения в другое (в
характере рус. танца);
- хлопки в ладоши – двойные, тройные;
- руки перед грудью – «полочка»;
- «приглашение».
3. Положение рук в паре:
- «лодочка» (поворот по руку);
- «под ручки» (лицом вперед);
- «под ручки» (лицом друг к другу);
- сзади за талию (по парам, по тройкам).
4. Движения ног:
- шаг с каблука в народном характере;
- простой шаг с притопом;
- простой переменный шаг с выносом ноги на каблук в
сторону (в конце музыкального такта);
- простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в
сторону и одновременным открыванием рук в стороны
(в заниженную 2 позицию);
- battement tendu вперед и в сторону на носок (каблук)
по 1 свободной поз, в сочетании с demi-plie;
- battement tendu вперед, в сторону на носок с
переводом на каблук по 1 свободной поз, в сочетании с
притопом;
- притоп простой, двойной, тройной;
- простой русский шаг назад через полупальцы на всю
стопу;
- простой шаг с притопом с продвижением вперед,
назад;
- танцевальный шаг по парам (на последнюю долю
приседание и поворот корпуса в сторону друг друга);
18

4

- простой бытовой шаг по парам под ручку вперед,
назад;
- простой бытовой шаг по парам в повороте, взявшись
под руку противоположными руками;
- танцевальный шаг по парам, тройками (положение
рук сзади за талию);
- прыжки с поджатыми ногами;
- «шаркающий шаг»;
- «елочка»;
- «гармошка»;
- поклон на месте с руками;
- поклон с продвижением вперед и отходом назад;
- боковые перескоки с ноги на ногу по 1 прямой
позиции;
- «ковырялочка» с двойным и тройным притопом;
- «припадание» вперед и назад по 1 прямой позиции.
(мальчики)
- подготовка к присядке (плавное и резкое опускание
вниз по 1 прямой и свободной позиции);
- подскоки на двух ногах (1 прямая, свободная
позиция).
(девочки)
- простой бег с открыванием рук в подготовительную
позицию (вверху, между 2 и 3 позициями)
- маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки
перед грудью «полочка»;
- бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед
грудью «полочка»;
5. Упражнения на ориентировку в пространстве:
- диагональ;
- простейшие перестроения: колонна по одному, по
парам, тройкам, по четыре;
- «звездочка»;
- «ручеек»;
- «змейка».
6. Танцевальные комбинации.
Бальный танец:
16
1. Постановка корпуса, головы, рук и ног.
1. Движения ног:
- шаги: бытовой, танцевальный;
- поклон и реверанс;
- «боковой галоп» простой, с притопом (по кругу, по
линиям);
- «пике» (одинарный, двойной) в прыжке;
19

5

6
7
8

- легкий бег на носках по кругу по парам лицом и
спиной вперед.
2. Движения в паре:
- (мальчик) присед на одно колено, (девочка) легкий
бег вокруг мальчика;
- «боковой галоп» вправо, влево;
- легкое покачивание лицом друг к другу в правую
сторону.
3. Положения рук в паре:
- основная позиция;
- «корзиночка».
4. Танцевальные комбинации.
Этюды:
- сюжетный танец «Полька»;
- «Кадриль»;
- «Мы звезды».
Подготовка к итоговому контрольному занятию
Итоговое контрольное занятие
Диагностика уровня музыкально-двигательных
способностей детей дошкольного возраста
ИТОГО:

11

4
1
2
64

4-й год обучения (подготовительная группа)
№
п/п
1
2

3

Тема, содержание
Диагностика уровня музыкально-двигательных
способностей детей на начало года.
Классический танец:
1. Повтор 2 года обучения.
2. Движения рук:
- port de bras.
3. Движения рук:
-demi-plie ;
- battement tendu;
- passé;
- relleve.
4. Танцевальные комбинации.
Народный танец:
1. Повтор 2 года обучения.
2. Положения и движения рук:
- переводы рук из одного положения в другое;
- скользящий хлопок в ладоши, «тарелочки»;
20

Количество
занятий
2
12

16

- скользящий хлопок по бедру по голени (мальчики);
- взмахи платочком (девочки).
3. Движения ног:
- поклон в русском характере;
- кадрильный шаг с каблука;
- шаркающий шаг (каблуком, полупальцами по полу);
- пружинящий шаг;
- хороводный шаг;
- хороводный шаг с остановкой ноги сзади;
- хороводный шаг с выносом ноги вперед на носок;
- переменный ход вперед, назад;
- «ковырялочка» (с притопом, с приседанием, с
открыванием рук);
- ковырялочка с подскоком;
- боковое «припадание» по 3 поз;
- «припадание» в повороте;
- перескоки с ноги на ногу по 3 свободной позиции на
месте и с продвижением в сторону;
- поочередное выбрасывание ног перд собой или крест
на крест на носок или ребро каблука (на месте или с
отходом назад);
- подготовка к «веревочке»;
- «веревочка»;
- прыжок с поджатыми;
(девочки):
- вращение на полупальцах;
(мальчики):
- присядка «мячик» (руки на поясе – кулачком, руки
перед грудью «полочка»);
- присядка по 6 поз. с выносом ноги вперед на всю
стопу;
- присядка по 1 свободной позиции с выносом ноги на
носок или каблук;
- скользящий хлопок по бедру, по голени;
-одинарные удары по внешней и внутренней стороне
голени с продвижением вперед и назад;
- «гусиный шаг».
4. Движения в паре:
- соскок на две ноги лицом друг к другу;
- пружинящий шаг под ручку (в повороте).
6. Упражнения на ориентировку в пространстве:
- «воротца»;
- «карусель».
5. Танцевальные комбинации.
21

4

5

6
7
8

Бальный танец:
1. Повтор 2 года обучения.
2. Положения и движения ног:
Полька:
- par польки (по одному, по парам);
- par польки в сочетании с подскоками;
- «пике» с одинарным и двойным ударом о пол (с
продвижением назад);
- прыжок из 6 во 2 позицию на одну ногу;
- «подскоки» в повороте (по одному и по парам).
Вальс:
- par вальса (по одному, по парам);
- par balance (на месте, с продвижением вперед, назад).
Чарльстон:
- основное движение – «чарльстона»;
- двойной чарльстон;
- чередование одинарного и двойного чарльстона;
- чарльстон с точкой вперед, назад, с продвижением
вперед, назад, с поворотом;
- пружинящий шаг с открыванием рук в стороны.
3. Движения в паре:
- легкий бег на полупальцах по парам лицом и спиной
вперд с поворотом через середину;
- легкий бег по парам на полупальцах по кругу (девочка
исполняет поворот под руку на сильную долю такта).
4. Танцевальные комбинации.
Этюды:
- «Русская плясовая»;
- «Полька»;
- «Чарльстон».
Подготовка к итоговому контрольному занятию.
Итоговое контрольное занятие.
Диагностика уровня музыкально-двигательных
способностей детей дошкольного возраста.
ИТОГО:

16

12

3
1
2
64

6. Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Продуктивные формы:
- открытые занятия;
- показательные выступления.
Документальные формы: карты оценки результатов освоения программы.
22

Промежуточная аттестация воспитанников проводится 1 раз в год (в мае) в
форме открытого занятия для родителей.
7. Критерии оценки знаний и умений обучающихся
Высокий
1.
Ребёнок ориентируется в музыкальном материале (по программе),
проявляет инициативу, приносит новый материал на уроки или может
рассказать о чем-то новом для себя.
2.
Знает не только программные термины, а несколько и гораздо
больше и может их перечислить и показать движения по их названиям.
3.
Ребёнок может дать характеристику прозвучавшему музыкальному
произведению, дать собственную оценку услышанному.
4.
Грамотно и без ошибок исполняет программный материал,
предлагает варианты по его улучшению.
Средний
1.
Ребёнок ориентируется в музыкальном материале (по программе),
но допускает незначительные ошибки.
2.
Знает не все программные термины, может их перечислить их, но
некоторые забывает, может показать движения по их названиям, но иногда
ошибается.
3.
Может дать характеристику прозвучавшему музыкальному
произведению, но допускает незначительные ошибки или некоторые пропуски
характеристики.
4.
Исполняет программный материал с некоторыми ошибками или в
незаданной манере.
Ниже среднего
1.
Ребёнок ориентируется в музыкальном материале (по программе),
но допускает значительные ошибки или слабо владеет информацией.
2.
Знает не все программные термины, не может перечислить их
большую часть, многое не помнит, не может показать движения по их
названиям, часто ошибается.
3.
Ребёнок может дать характеристику прозвучавшему музыкальному
произведению, но допускает значительные ошибки.
4.
Исполняет программный материал с большим количеством ошибок,
не проявляет инициативы при исполнении.

23

8. ЛИТЕРАТУРА
1. Барышникова Т. «Азбука хореографии». - М.: Рольф, 2001. - 272 с., илл.
2. Ваганова А.Я. «Основы классического танца»: учебник. 5-е изд.- Л.
Искусство, 1980. - 192 с.
3. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца: Упражнения у
станка»: Учеб. Пособие для вузов искусств и культуры. - М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2002. - 208 с.: ил.: ноты.
4. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца: Танцевальные
движения и комбинации на середине зала»: Пособие для вузов искусств и
культуры. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с.: ил.: ноты.
5. Гусев Г.П. Этюды. – М., 2004.
6. Методические рекомендации к ведению урока народного танца. Курган,
1987. - 48 с.
7. Полятков С.С. «Основы современного танца». - Ростов на Дону: Феникс,
2005. - 80 с.
8. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать»: Учеб.
пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2003. - 256 с.: ил.
9. Звездочкин В.А. Классический танец. – Ростов н/Д., 2003.
10. Богданов Г. Урок русского народного танца. – М., 1995.
11. Устинова Т. Беречь красоту русского народного танца. – М., 1959.
12. Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М., 1984.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.