ТРИ плюс ДВА

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга
«Радуга»

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом
ГБДОУ детский сад
Центрального района СПб «Радуга»
протокол от 29.08.2023 №1

с учётом мнения Совета родителей
протокол от 29.08.2023 №1

Приказ от 02.10.2023 г. № 145-од

Тимофеева
Наталья
Николаевна

Подписано цифровой подписью: Тимофеева Наталья
Николаевна
DN: c=RU, st=г. Санкт-Петербург, l=г. Санкт-Петербург,
title=Заведующий, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТПЕТЕРБУРГА "РАДУГА",
1.2.643.100.3=120B3032303938343436303439,
1.2.643.3.131.1.1=120C373832353732303431373133,
email=gdou_raduga@mail.ru, givenName=Наталья Николаевна,
sn=Тимофеева, cn=Тимофеева Наталья Николаевна
Дата: 2023.12.27 13:27:11 +03'00'

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ТРИ плюс ДВА»
Возраст детей: 4 -7 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель: Похонская Любовь Николаевна,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

1

1. Пояснительная записка
1.1.

Актуальность программы

«Годы чудес» - так называют исследователи первые пять лет жизни ребёнка.
Закладываемые в это время эмоциональное отношение к миру и к людям, и наличие или
отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию, оставляют неизгладимый след на
всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Поэтому именно в дошкольном
возрасте необходимо начинать знакомство детей с элементарными математическими
представлениями. Тем более в стремительном 21 веке, где повсеместно применяется
математика.
1.2.

Направленность программы. Концептуальный подход

Программа носит социально-педагогическую направленность. Обучение по программе
строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от
чувственного познания к логическому. Необходимые принципы обучения: доступность
материала, систематичность и занимательность.
1.3.

Цель программы

Создание условий для формирования у детей элементарных математических
представлений.
1.4.

Задачи:

Обучающие:
1. Познакомить с цифрами 0-9
2. Дать знания об отношении между числами натурального ряда, умение увеличивать и
уменьшать каждое из чисел на 1 (в пределах 10)
3. Учить детей на наглядной основе составлять и решать простые задачи
4. Дать представление о форме, величине предметов
5. Сформировать элементарные представления о времени.
Развивающие
1.
2.
3.
4.
5.

Развивать интерес к познанию
Развивать у детей способность к анализу и синтезу
Развивать наглядно-действенное мышление
Развивать произвольное устойчивое внимание
Формировать навыки учебной деятельности

Воспитательные:
1. Воспитывать желание к учебной деятельности
2. Воспитывать самостоятельность и инициативность
3. Воспитывать доброжелательность и умение вести себя в коллективе
1.5.
Продолжительность освоения программы и режим занятий
Программа рассчитана на три года обучения.
Учебный год – с 1 октября по 31 мая.
Продолжительность занятий представлена в таблице 1.

Таблица 1
Возрастная группа

Средняя группа
(4 – 5 лет)
Старшая группа
(5 – 6 лет)
Подготовительная
группа (6 – 7 лет)
1.6.

Продолжительность Количество Количество
одного занятия
занятий в
занятий в
неделю
месяц
20 минут
2
8

Количество
занятий в
год
64

25 минут

2

8

64

30 минут

2

8

64

Характеристика учащихся, которым адресована программа:

Программа разработана для детей 4-х, 5-ти, 6-ти лет.
1.7.

Формы и методы освоения программы
Основная форма обучения-занятия.
Занятие состоит из 4-х частей:
- повторение пройденного материала;
- объяснение нового материала;
- самостоятельная работа детей;
- развивающие игры.

Главный метод обучения – проблемно-поисковый. В процессе решения проблемной
ситуации ребёнок учится использовать известные способы действия, перенося их в
незнакомые условия. Особое внимание уделяется неправильным ответам. Анализируя путь
решения и вывод вместе с педагогом, ребёнок учится понимать ошибочность решения, и это
подводит его к поиску нового способа. Необходимо поощрение познавательной активности
ребёнка со стороны взрослого.
Ребёнок приходит к пониманию того, что обучение не бывает без ошибок. Необходимо
научить детей с пониманием относиться друг к другу, поддерживать друг друга при
неудачах. Видя заинтересованность взрослого, ребёнок не будет бояться высказать
собственное мнение и испытывает радость познания.
Для поддержания интереса и активности на занятиях необходимы: похвала,
соревновательность и игровой компонент. На занятиях используются игры словесные,
подвижные, прослушивание сказок с математическим содержанием, задачи-шутки,
головоломки, ребусы, загадки.
1.8.

Ожидаемые результаты

В результате обучения у детей сформируется умение управлять процессами творчества,
фантазировать, понимать закономерности. Дети познают свойства и отношения объектов,
чисел, арифметические действия. Дети узнают пространственно- временные отношения,
многообразие геометрических форм. Дети станут сосредоточеннее, лучше воспринимать
материал, улучшится внимание. Ребёнок будет уверен в своих силах в решении любых
проблемных ситуаций. Благодаря становлению интеллектуальных функций и мыслительных
операций, ребёнок будет хорошо подготовлен к обучению в школе.
3

2. Учебно-тематический план и содержание программы 1-го года обучения
2.1. Задачи 1-го года обучения
Образовательные:





Познакомить детей с числами в пределах 5-ти
Формирование представления о равенстве
Познакомить детей с понятиями <, >,=
Учить детей решать простейшие задачи

Развивающие:





Развивать произвольное внимание
Развивать наглядно-действенное мыщление
Развивать произвольное внимание
Развивать Наблюдательность и любознательность

Воспитательные:
 Воспитывать самостоятельность, стремление довести начатое до конца
 Воспитывать чуткое отношение к окружающим
2.2. Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5

Темы и разделы
Количество счёт.
Величина
Геометрические фигуры.
Ориентировка в пространстве.
Ориентировка во времени
ИТОГО:

Форма занятий
Игра
Игра
Игра
Игра
Игра

Количество часов
16
16
8
12
12
64 часа

2.3. Содержание 1-го года обучения:
Количество и счёт





Количественный и порядковый счёт в пределах 5.
Формирование на основе счёта представления о равенстве.
Отношения «больше», «меньше», «равно»
Сравнение чисел 1, 2, 3, 4, 5 и их образование

Величина




Сравнение по двум признакам величины.
Сравнение нескольких предметов по длине, высоте, ширине.
Игровые упражнения

Геометрические фигуры




Познакомить детей с треугольником.
Составление геометрических фигур из палочек
Решение геометрических задач: сложи картинку из нескольких частей
4

Ориентировка в пространстве






Учить определять направление от себя.
Двигаться в заданном направлении.
Понятия: вперёд-назад
Вверх-вниз
Направо-налево

Ориентировка во времени






Понятия о частях суток.
Понятия: вчера
Сегодня
Завтра
Практические задания: «Найди спрятанную игрушку»

2.4. Ожидаемые результаты 1-го года обучения
К концу года дети 4-лет должны уметь:








Считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?»
Сравнивать две группы предметов, используя счёт
Сравнивать предметы разной длины, высоты
Узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата
Различать и называть части суток
Определять направление от себя
Знать правую и левую руку.

3. Учебно-тематический план и содержание программы 2-го года обучения
3.1. Задачи 2-го года обучения
Образовательные:





Учить детей количественному счёту в пределах 10
Научить получать равенство из неравенства
Научить ориентироваться на листе бумаги
Познакомить с днями недели, частями суток

Развивающие:





Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать
Развивать произвольное внимание
Развивать память, речь детей
Развивать творческие способности

Воспитательные:




Воспитывать интерес к познанию
Воспитывать волевые качества: самостоятельность, умение доделать своё дело до
конца
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
5

3.2. Учебно-тематический план 2-го года обучения
№
1
2
3
4
5

Темы и разделы
Количество и счёт.
Величина.
Геометрические фигуры
Ориентировка в пространстве
Ориентировка во времени
Итого
3.3.

Форма занятий
Игра
Игра
Игра
Игра
Игра

Количество часов
18
16
8
12
10
64

Содержание программы 2-года обучения

Количество и счёт:








Количественный счёт в пределах 10.
Прямой и обратный порядок счёта
Образование чисел, их сравнение
Письмо цифр
Отношение рядом стоящих чисел
Получение равенства из неравенства
Задачи на сложение

Величина



Раскладывание предметов разной длины и высоты возрастающем порядке
Сравнение двух предметов по величине.

Геометрические фигуры
 Знакомство с четырёхугольником, кругом
 Выполнение заданий из книги «Страна Геометрия»
 Выделение из окружающей среды предметов со знакомой формой «Квадрат,
треугольник»
 Логические таблицы (заполнить ряд недостающими фигурами)
 «Чудесный мешочек»
Ориентировка в пространстве



Закрепление и расширение пространственных представлений: слева, справа, вверху,
внизу, впереди, сзади, за, между, рядом.
Ориентировка на листе бумаги

Ориентировка во времени


Дни недели. Понятие суток: утро, день, вечер, ночь.

3.4. Ожидаемые результаты 2-го года обучения
Концу года дети должны уметь:




Считать в пределах 10
Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными
Сравнивать рядом стоящие числа в пределах10
6





Ориентироваться на листе бумаги
Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырёхугольную
Знать дни недели, последовательность частей суток.

4. Учебно-тематический план и содержание программы 3-го года обучения
4.1. Задачи 3-го года обучения
Образовательные







Познакомить детей с цифрами от 0 до 9
Дать представление об отношениях между числами натурального ряда
Научить раскладывать, число на два меньших
Учить детей на наглядной основе составлять и решать простые задачи на сложение
Учить измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов условной меры с
помощью
Дать представление о многоугольнике

Развивающие






Совершенствовать навыки счёта
Развивать произвольное внимание
Развивать навыки учебной деятельности
Развивать наглядно-образное и основы абстрактного мышления
Развивать творческие способности детей

Воспитательные






Воспитывать интерес к познанию
Воспитывать интерес к учебной деятельности
Воспитывать способность к самоконтролю, самооценке
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим,
Воспитывать умение вести себя в коллективе

4.2. Учебно-тематический план 3-го года обучения
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Темы и разделы
Вводное занятие «Что такое математика и
для чего она нужна?»
Уравнивание двух групп предметов. Точка,
линия.
Геометрические формы
Числа и цифры 1 и 2 и т.д.
Точка на линии.
Цвет, форма, величина.
Знакомство с задачей и ее частями. Прямые
и пересекающие линии.
Задачи на вычитание, сложение
Число и цифра 0.
Таблица на сложение 1, 2, 3, 4, 5. и т.д. до 10
Понятие длинный - короткий.

Количество
часов

Форма занятия

1

Беседа

6

Игра

6
6
8
2
10

Игра
Игра
Игра
Игра
Игра

8
3
8
4

Упражнения
Игра
Игра
Игра
7

12

Проверочное контрольное занятие
Итого:

2
64

Игра

4.3. Содержание программы 3-го года обучения
Что такое математика и для чего она нужна
Игровые задания, смекалки по книге Житомирский, «Математическая азбука»
Уравнивание двух групп предметов. Точка. Линия.
- Отношения «больше-меньше-равно»
- Отношения «Столько-же, сколько»
- Житомирский «Путешествие по стране геометрии». Сказка №1
- Найди нужную игрушку
- Составление узоров из4-х кубиков по памяти с зарисовкой.
Геометрические формы
- Круг. Квадрат. Треугольник. Прямоугольник. Трапеция. Многоугольник
- Зарисовка в тетрадях.
- «Геометрическое лото»
- Геометрический диктант
- Головоломки
- Составление геометрических фигур из палочек
Числа и цифры 1, 2
- Сравнение чисел 1 и 2. Их письмо.
- Знаки < > =
- Самостоятельная работа в математических тетрадях
- Игра «Повтори слово» (Слуховая память)
Числа 1, 2, 3. Точка на линии.
- Письмо цифры 3.
- Сравнение чисел 1, 2, 3 и их образование
- Проведение линии в тетради, отметить точку
- Понятие «Сверху-снизу»
- «Сложи узор» - составление узора из 9-ти кубиков, зарисовка по памяти
Цвет. Форма. Величина
- Основные цвета.
- Измерение и сравнение предметов по величине (длине, ширине, высоте).
- Выделение в окружающем предметов со знакомой формой.
Знакомство с задачей и её частями. Прямые и пересекающиеся линии.
- Знакомство со знаками +, - Условие задачи, решение, ответ. Правила записи задачи.
- Составление пар примеров по одному и тому же примеру
- Последовательность чисел 1, 2, 3, 4, 5

8

Задачи на сложение и вычитание
- Составление и решение задач.
- Запись их в тетрадях.
Число и цифра 0
- Письмо цифры 0.
- Чтение стихов о цифрах.
- Задачи в стихах. Запись решения в тетрадях.
Таблица на сложение от 1 до 10. Циркуль
- Заучивание таблицы наизусть.
- Записывание в тетрадях. Решение примеров.
- Знакомство с циркулем.
- «Дроби» - составить круг из нескольких частей.
Понятие «длинный – короткий»
- Зарисовка в тетради: длинный ручеек, короткий. Длинная лента, короткая.
- Загадки с математическим содержанием.
- Графический диктант.
Проверочное контрольное занятие
- Нумерация чисел 1-10. Счёт в прямом и обратном порядке.
- Решение задач. Графический диктант. «Сложи узор» из 16 кубиков.
- Логические задачи на поиск недостающих фигур.
- Упражнения на развитие памяти, внимания.
4.4 Ожидаемые результаты 3-го года обучения
К концу года должны знать и уметь:









Состав чисел первого десятка
Называть числа в прямом и обратном порядке
Знать знаки +, -, =
Соотносить цифру и число предметов
Составлять и решать задачи в одно действие
Измерять длину предметов с помощью условной меры
Делить круг, квадрат на 2 и 4 части равные части
Ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

5. Материально-техническое оснащение программы
1. Занятия проводятся в кабинете
2. Кабинет оборудован специальной мебелью для дошкольников (столы и стульчики
подбираются соответственно росту детей)
3. Наглядный материал (таблица сложения, цифры, картинки для составления задач)
4. Раздаточный материал: счётные палочки, кубики, картинки с цифрами, часы, пенал с
геометрическими фигурами карандаши, тетради для самостоятельной работы.
9

6.Методическое обеспечение программы
6.1. Методическое обеспечение программы 1-го года обучения

№

1

2

3

4

5

Перечень
разделов или тем
занятий
Количество счёт.
Количественный и
порядковый счёт в
пределах 5.
формирование на
основе счёта
представление о
равенстве.
Величина
Учить детей
сравнивать по
двум признакам
величины.
Учить сравнивать
несколько
предметов по
длине, высоте,
ширине.
Геометрические
фигуры.
Познакомить
детей с
треугольником.
Ориентировка в
пространстве.
Учить определять
направление от
себя, двигаться в
заданном
направлении.
Понятия:
Вперёд-назад
Вверх-вниз
Направо-налево
Ориентировка во
времени. Понятия
о частях суток.
Понятия: вчера,
Сегодня, Завтра

Форма
занятий
Игра

Используемые
приёмы и
методы
Сравнение,
Наглядный.
Словесный.
Вопросы

Дидактическое
оснащение
Книги Шеврин,
Житомирский
«Математическая
азбука».
Наглядный и
раздаточный
материал.

Форма
подведения
итогов
Игра

Игра

Сравнение,
Измерение,
Словесный.
Наглядный.

Наглядный и
раздаточный
материал

Игра

Игра

Наглядный.
Словесный.
Геометрический
диктант

Наглядный,
Раздаточный
материал. Сказки
из книги
«Путешествие по
стране
Геометрии»
Наглядный
Настольные игры

Игра

Рихтерман Т.Д.
«Ориентировка во
времени»

Соревнование

Игра
Наглядный.
Словесный.
Упражнения
Сюрпризный
момент

Игра

Словесный.
Упражнения
Сюрпризный
момент

Игра

10

6.2. Методическое обеспечение программы 2-го года обучения
№ Темы и разделы

Форма
занятий

Используемые
методы и
приёмы
Наглядный
Словесный
Сюрпризный
момент.
Математический
диктант

1

Количество и счёт

Игра

2

Величина

Игра

Наглядный
Словесный
Сюрпризный
момент.

3

Геометрические
фигуры

Игра

Наглядный
Словесный
Сюрпризный
момент.

4

Ориентировка в
пространстве

Игра

Наглядный
Словесный
Игровой.

5

Ориентировка во
времени

Игра

Наглядный
Словесный
Игровой.

Дидактическое
оснащение

Форма
подведения
итогов
Книги Шеврин,
Игра
Житомирский
Числовой
«Математическая диктант
энциклопедия».
Тетради
Карточки
Карандаши.
Цифровой
телефон.
Наглядный и
Самостоятельная
раздаточный
работа
материал
Наглядный и
раздаточный
материал,
Танграм
Индивидуальные
тетради
Кубики
Книга
«Путешествие по
стране
Геометрии»
Игровые
занимательные
задачи
Настольные
математические
игры
Рехтерман. Т.Д.
Знакомство
дошкольников со
временем
Часы на каждого
ребёнка

Самостоятельная
работа

игра

игра

6.3 Методическое обеспечение программы 3-го года обучения
№ Перечень
Форма
разделов или
занятия
тем занятий
1 Вводное занятие Беседа
«Что такое
математика и
для чего она

Используемые
приёмы и
методы
рассказ,
вопросы, ответы,
игровые задания.

Дидактическое
оснащение
Книги (Шеврин,
Житомирский
«Математическая
азбука»),

Форма
подведения
итогов
Игра

11

нужна?»
2

Уравнивание
двух групп
предметов.
Точка, линия.

Игра

Наглядный,
словесный,
сюрпризный
момент.

3

Геометрические
формы

Игра

Числа и цифры
1 и 2 и т.д.

Игра

Наглядный,
словесный,
Зарисовка в
тетрадях,
геометрический
диктант
Наглядный,
словесный,
сюрпризный
момент.

раздаточный
материал.
Книга
Житомирского
«Путешествие по
стране
геометрии!,
кубики
раздаточный
материал,
головоломки,
палочки, танграм

Раздаточный
материал,
настольные
математические
игры.
5 Точка на линии. Игра
Самостоятельная Индивидуальные
работа в
тетради, кубики,
тетрадях,
таблицы.
зарисовка по
памяти.
6 Цвет, форма,
Игра
Наглядный,
То же
величина.
словесный,
игровой
7 Знакомство с
Игра
словесный,
Тетради,
задачей и её
игровой, чтение карандаши,
частями.
и выполнение
геометрические
Прямые и
заданий
фигуры, сказки
пересекающиеся
из книги
линии
«Путешествие по
стране
Геометрии»
8 Задачи на
упражнения Решение задач
Тетради,
вычитание,
на нахождение
карточки,
сложение
остатка,
игрушки,
наглядный
логические
таблицы
9 Число и
игра
Чтение стихов о Тетради,
цифра 0.
цифрах, запись
карандаши,
решения в
таблицы с
тетрадях.
цифрами
10 Таблица на
игра
Заучивание
Сказки из книги
сложение 1, 2, 3,
таблицы
«Путешествие по
4, 5. И т.д. до 10
наизусть,
стране
Циркуль.
записывание в
Геометрии»,
тетрадях
лабиринты
11 Понятие
игра
Наглядный,
То же
длинныйсловесный,
4

Игра

Викторина

Самостоятельная
работа в
тетрадях.
Соревнование

Самостоятельная
работа
Контрольная
работа.

То же

игра

игра

игра
12

короткий.
12 Проверочное
контрольное
занятие

игра

игровой
Графический
диктант,
решение задач,
упражнения на
развитие
внимания,
памяти.

Раздаточный
материал,
тетради, кубики,
настольные
логические игры.

Контрольное
занятие

7. Литература
1. Грибанова А.К. Математика дошкольникам, Киев 1986г.
2. Житомирский В.Г. Математическая азбука, М., 1984г.
3. Игнатьев Е.И. В Царстве смекалки, М., 1984г.
4. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дощкольного
возраста (сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко), М., 1984г.
5. Метлина Л.С. Математика в детском саду М., 1984г.
6. Моро М.И., Ванняр Н.Ф., Степанова С.В. Математика в картинках М., 1984г.
7. Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. Минск, 1977г.
8.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников М., Просвещение
1990г.
9. А. Белошистая Занятия по математике: Развиваем логическое мыщление Д.В. №9
20004г.
10. А. Белошистая Знакомство с геометрическими понятиями Д.В.№12 2008г.
11. А. Белошистая Понятие «Величина» Д.В.№3 2008г.
12. А. Белошистая Новый взгляд на традиционную тему «один – много» Д.В. №9 2009г.

13

Содержание
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы
1.2. Концептуальный подход
1.3. Цель программы
1.4. Задачи программы
1.5. продолжительность освоения программы и режим занятий
1.6. Характеристика учащихся, которым адресована программа
1.7. Методы освоения программы
1.8. Ожидаемые результаты
2. Учебно-тематический план и содержание 1-го года обучения
2.1.Задачи
2.2. Учебно-тематический план
2.3. Содержание программы
2.4. Ожидаемые результаты
3. Учебно-тематический план и содержание 2-го года обучения
3.1. Задачи
3.2. Учебно-тематический план
3.3. Содержание программы
3.4. Ожидаемые результаты
4. Учебно-тематический план и содержание3-го года обучения
4.1. Задачи
4.2. Учебно-тематический план
4.3. Содержание программы
4.4. Ожидаемые результаты
5. Материально-техническое освоение программы
6. Методическое обеспечение программы
6.1. Методическое обеспечение программы 1-го года обучения
6.2. Методическое обеспечение программы 2-го года обучения
6.3. Методическое обеспечение программы 3-го года обучения
7. Литература

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.