АБВГДейка

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга
«Радуга»

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
ГБДОУ детский сад
Центрального района СПб «Радуга»
протокол от 29.08.2023 №1

с учётом мнения Совета родителей
протокол от 29.08.2023 №1

УТВЕРЖДЕНА
Приказ от 02.10.2023 г. № 145-од

Тимофеева
Наталья
Николаевна

Подписано цифровой подписью: Тимофеева Наталья Николаевна
DN: c=RU, st=г. Санкт-Петербург, l=г. Санкт-Петербург, title=Заведующий,
o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ЦЕНТРАЛЬНОГО
РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "РАДУГА",
1.2.643.100.3=120B3032303938343436303439,
1.2.643.3.131.1.1=120C373832353732303431373133,
email=gdou_raduga@mail.ru, givenName=Наталья Николаевна,
sn=Тимофеева, cn=Тимофеева Наталья Николаевна
Дата: 2023.12.27 13:25:21 +03'00'

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«АБВГДейка»
Возраст детей: 4 - 7 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель: Похонская Любовь Николаевна,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2

Пояснительная записка
1.1. Краткая характеристика изучаемого предмета.
Направленность образовательной программы
Образовательная программа «АБВГДейка» базируется на программе развивающего
обучения детей чтению и письму, разработанной под руководством Д.Б. Эльконина.
Опыт практической работы с детьми показывает, что задача языкового развития
дошкольников должна ставиться масштабнее и глубже, т.е. речь идёт о формировании у
дошкольников такого отношения к речи, при котором она становится для них объектом
познания, а исследования Эльконина в целях всестороннего изучения проблемы
обучения чтению позволяют уточнить сущность, определить содержание обучения,
соответствующего возрастным познавательным возможностям детей дошкольного
возраста.
Необходимой предпосылкой для овладения чтением, а впоследствии и письмом
является практическое ознакомление со звуковой стороной слов. Элементарное
осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет на общеречевое развитие
дошкольника – на усвоение грамматического строя, словаря, формирование связной
речи, артикуляции, дикции.
Программа носит социально – педагогическую направленность.

1.2. Цель программы
Создание условий для начального обучения детей дошкольного возраста грамоте.

1.3. Задачи программы
Обучающие:
 ознакомление детей с элементами языка;
 формирование четких представлений об особенностях звуков речи, о звуковом и
слоговом составе слова;
 формирование представлений о линейности русской речи;
 формирование умения читать;
 научить строить предложения разных видов,
 научить составлять небольшие рассказы по картине, из опыта.
Развивающие:
 развивать умственные способности в процессе приобщения к языковой среде;
 развивать познавательную активность ребёнка;
 развивать произвольное внимание;
 развивать память;
 развивать воображение.
Воспитательные:
 Воспитывать интерес к художественной литературе;
3

 Воспитывать интерес к самостоятельному чтению.

1.4. Продолжительность освоения программы и режим занятий
Программа рассчитана на три года обучения (64 часа каждый год). Занятия
проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия – 1 час, (академический час для
дошкольника 4-х лет- 15 мин., для 5-ти лет- 20 мин., для 6-лет- 25 мин.) Учебный год- с
октября по май.

1.5. Характеристика обучающихся, которым адресована программа
Программа разработана на три года обучения: для детей 4-х лет, 5-ти и 6-ти лет.
Центральной задачей обучения детей 4-х лет является развитие способности к
наглядному моделированию. Она решается путём формирования у детей действий по
построению моделей слов различной звуковой структуры.
Детей 5-ти лет продолжают знакомить с символизацией предложения, что является
основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей в
процессе обучения чтению.
Для детей 6-ти лет используют большое количество интеллектуальных игр,
ребусов, кроссвордов, занимательных заданий. Художественно-эстетическое и речевое
развитие осуществляется на эмоциональной отзывчивости детей на используемые
материалы фольклора, произведений художественной литературы.

1.6. Формы и методы проведения занятий
Форма обучения – занятия.
Занятие состоит из пяти разделов:
 Объяснение нового материала;
 Выполнение заданий у доски;
 Повторение пройденного материала;
 Самостоятельная работа у доски;
 Развивающие игры.

1.7. Ожидаемые результаты
Дети, прошедшие обучение по данной программе:
1 - будут иметь чёткое представление об особенностях звуков речи, о звуковом и
слоговом составе слова;
2 - будет сформировано правильное звукопроизношение;
3 - дети научаться читать; писать печатными буквами;
4 - разовьётся познавательный интерес;
5 - дети будут подготовлены к обучению в школе.

4

1.8. Критерии и формы оценки качества знаний




Самостоятельная работа;
Викторина;
Контрольная работа.

2. Учебно - тематический план и содержание работы первого года
обучения
2.1 Задачи 1-го года обучения
Образовательные:
 Учить детей правильно согласовывать слова в предложении.
 Познакомить детей с наглядным изображением звуков.
 Учить употреблять формы повелительного наклонения.
 Правильно использовать форму множественного числа родительного падежа
существительных (ложек, вилок, груш).

Развивающие:






Развивать способность к наглядному моделированию.
Развивать диалогическую речь.
Развивать связную речь.
Развивать правильное произношение.
Развивать фонематический слух.

Воспитательные:



Воспитывать волевые качества личности, дисциплинированность.
Воспитывать интерес к художественной литературе и народно - поэтическому
творчеству.

2.2. Учебно-тематический план
№
1.
2.
3.

Темы и разделы
Слово
Слово, слог
Слово, слог, звук
ИТОГО

Форма занятий
Игровая, беседа
Игровая
Беседа, игра, сказка

Количество часов
24
16
24
64 часа

2.3. Содержание программы первого года обучения
1. Слово






Переориентация со смысловой стороны речи на звуковую.
Слова бывают разные: большие и маленькие, тихие и громкие.
Речь состоит из слов. Речь становится предметом изучения.
Сравнение слов по громкости и звонкости.
Подбор слов, сходных по звучанию.
5

 Обобщающие слова: посуда, одежда, птицы, деревья, и др.
 Согласование подлежащего и сказуемого в роде и числе.

2. Слово, слог








Понятия «слово» и «слог».
Вслушивание в звучащее слово.
«Протяжённость» слова.
Деление слова на слоги.
Прохлопывание, протопывание слогов.
Выделение слога в слове.

3. Слово, слог, звук
 Слушаем звуки окружающей среды.
 Понятие «слово и звук».
 Интонационное выделение звука в слове.
 Мягкие и твёрдые согласные звуки.
 Называние слова с заданным звуком.
 Моделирование звуковой структуры трёх-, четырёх звуковых слов с помощью
фишек красного, синего и зелёного цвета.

2.4. Ожидаемые результаты первого года обучения
Дети к концу первого года обучения научатся:






Различать гласные и согласные звуки.
Определять место звука в слове.
Придумывать слова с заданным звуком.
Делить слова на слоги.
Проводить частичный звуковой анализ слов.

3. Учебно-тематический план и содержание второго года обучения
3.1. Задачи второго года обучения
Образовательные:






Научить выделять предложение в связной речи.
Научить составлять я по картинке.
Научить называть ударные и безударные слоги в слове.
Выучить буквы: А,О,У,Ы,И,М,Н,Р,Л,В,С,Т.
Научить читать и составлять слова с этими буквами.

Развивающие:




Развивать связную речь.
Развивать фонематический слух.
Развивать правильное звукопроизношение.
6




Развивать познавательный интерес.
Развивать произвольное внимание, память.

Воспитательные:





Воспитывать интерес к звучащему слову.
Воспитывать волевые качества личности.
Воспитывать умение вести себя в коллективе сверстников.
Воспитывать интерес к книге.

3.2. Учебно-тематический план
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Темы и разделы
Предложение. Слово. Слог. Звук.
Гласные звуки и буквы.
Сонорные и гласные звуки и Й
Звонкие и глухие согласные.
Шипящие
Буквы Ъ, Ь
ИТОГО

Форма занятий
Беседа, игра
Игра
Игра
Игра
Игра
Игра

Часы
20
10
10
12
8
4
64 часа

3.3. Содержание
1. Предложение
- Работа над предложением. Практическое ознакомление с предложением, как основной
частью речи.
- Выделение предложения из связного высказывания.
- Формирование грамматического строя речи в структуре предложения:
согласование определения с определяющими словами.
- Употребление разных глагольных форм во всех типах предложений-повествовательных,
вопросительных, восклицательных.
- Употребление предлогов на, в, из, с, со, над.
- Составление предложений по сюжетным картинкам.
2. Гласные звуки и буквы
- Формирование звукопроизношения.
- Развитие фонематического слуха.
- Практическое ознакомление детей с основными органами речевого аппарата: губы, зубы,
язык (кончик языка, средняя и задняя части языка).
3. Сонорные и гласные звуки и Й
- Работа над произношением звуков Л и Р.
- Йотированные гласные.
4. Звонкие и глухие согласные
- Работа над правильным произношением всех согласных звуков.
7

- Различение на слух и в процессе собственного произношения близких по звучанию
звуковых пар: р-л, з-с, ш-ч, ж-ш.

5.Шипящие
- Знакомство с шипящими звуками ж, щ, ш, ч, ц.
- Работа над произношением этих звуков. Их буквенное написание. Анализ звуковой
структуры слова в виде модели, используя фишки.
- Составление звуковых моделей слов со стечением согласных (мишка, слива).
6. Буквы Ъ и Ь
- Обозначение мягкости или твёрдости звуков при произношении и их написание
- Усвоение букв, обозначающих гласные звуки и согласные;
- Обучение элементарному звукобуквенному анализу слова: название звуков слова,
обозначенные буквами;
- Обучение основному способу чтения- слитным прочтением двух букв, обозначающих
соединение согласного с гласным;

3.3.

Ожидаемые результаты второго года обучения

К концу года дети научатся:
 Выделять предложения в связных высказываниях. Составлять предложения по
картинкам, выделять отдельные слова в предложении.
 Различать гласные и согласные звуки, место данного звука в слове.
 Произносить слово по слогам, называть ударные и безударные слоги и буквы,
изображать в виде схемы.
 Давать качественную характеристику всем звукам, проводя звуковой анализ слов.
 Знать буквы: А, О, У, Ы, И, М, Н, Р, Л, В, С, Т. Читать и составлять слова с ними.

4. Учебно-тематический план и содержание работы третьего года
обучения
4.1. Задачи 3-го года обучения
Образовательные:




Научить составлять предложение по предложенной схеме.
Дать практическое представление о слове, как языковой единице и составной части
предложения.
Учить соотносить видовые и родовые понятия.

Развивающие:






Развивать творческие способности ребёнка.
Развивать умение читать.
Развивать логическое мышление.
Развивать память.
Развивать образную речь.
8

Воспитательные:




Воспитывать интерес к чтению.
Воспитывать волевые качества: дисциплинированность, самостоятельность
Воспитывать познавательный интерес, являющийся основой готовности ребёнка к
школе.

4.2. Учебно-тематический план
№
1.
2.
3.
4.

Темы и разделы
Слово, слог, звук, предложение,
ударение
Алфавит. Работа над техникой речи
Подготовка к письму
Интеллектуальные игры
Итоги:

Форма занятий
Беседа, игра
Беседа, игра
игра
беседа

Часы
14
24
8
18
64 часа

4.3. Содержание программы третьего года обучения
1. Слово, слог, звук, предложение, ударение
- Продолжать работу над слогами, предложением.
- Формировать умение делить устные микротексты на отдельные предложения.
- Членить предложения на отдельные слова. Схематически изображать состав
предложения в виде прямых линий
- Работа над составлением предложения по предложенной схеме.
- Работа над словом. Дать практическое представление о слове, как языковой единице и
составной части предложения.
- Многозначные слова.
- Соотношение видовых родовых понятий.
2. Алфавит. Работа над техникой речи.
- Формировать умение задавать логико-грамматические вопросы к словам.
- Ознакомление с буквами, обозначающими гласные звуки: А-Я, О-Е, У-Ю, Ы-И, Э-Е;
- Ознакомление с буквами, обозначающими согласные звуки: М, Н, Р, Л, Г, З, С, Т, Д, Б,
П, В, Х, Ж, Ч, Ш, Щ, Ц и буквами, не обозначающими звука, Ь,Ъ,
- Развивать умение делать элементарный звукобуквенный анализ слов.
- Учить читать трёхсложные слова.
- Развивать связную речь при составлении рассказов по картинкам.
3. Подготовка к письму.
- Черчение фигур разной конфигурации: прямые, ломаные, волнистые линии в тетрадях в
крупную клетку.
- Штриховка букв и предметных рисунков параллельными прямыми линиями, обведение
выученные буквы, обозначенные пунктиром.
- Написание знакомых букв печатным шрифтом.
- Написание печатными буквами отдельных слогов.
- Выкладывание слогов и слов на наборном полотне.
4. Интеллектуальные игры.
9

- Ознакомить детей с кроссвордами, ребусами, анаграммами, шарадами.
- Приучать детей к умственному труду.

4.4. Ожидаемые результаты
К концу учебного года дети научатся:


Составлять предложения, различные по составу, понимать словесный состав
предложений, изображать схематически.



Правильно определять количество слогов в двух-, трёхсложных словах.



Выделять ударный слог в словах;



Проводить звукобуквенный анализ, давая качественную характеристику звуков,
употребляя в речи термины: гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный.



Понимать отличие звуков от букв.



Знать все буквы, владеть позиционным способом осознанного чтения.



Быстро и правильно решать логические задачи в виде ребусов, кроссвордов и др.

5. Материально-техническое оснащение программы
1. Занятия проходят в кабинете
2. Мебель специально подобранная по возрастам детей.
3.Наглядный материал: плакаты с изображением букв алфавита, наборное полотно,
картинки с изображением сказочных сюжетов.
4. Раздаточный материал: планшетки для составления моделей слов, звуковые линейки.
5. Тетради для Самостоятельной работы.
6. Цветные карандаши, фломастеры.

6. Методическое обеспечение образовательной программы
№ Перечень
разделов
или тем
занятий

1

Слово

Кол-во
часов

Форма
занятия

Используемые
приёмы и методы

24 ч.

Первый год обучения
Беседа,
Игровые, словесные,
игра
наглядные,

Дидактичес
кое и
техническое
оснащение

Форма
подведени
я итогов

Картинки,
игрушки,

Контрольн
ый урок
10

сюрпризный момент

2

Слово, слог 16 ч.

Игровая

3

Слово,
слог, звук

24 ч.

Беседа,
игра,
сказка

ИТОГО:

64 часа

использован
ие
сказочного
персонажа
Те же + показ
Картинки,
деления слов на слоги игрущки,
(прохлопывание,
исп. худ.
протопывание,
литературы
прошагивание)
Те же +игры с мячом, То же +
со сказочными
наборное
персонажами
полотно,
звуковые
линейки,
раздаточный
материал,
планшеты
для
составления
звуковых
схем.

Второй год обучения
Беседа, Наглядные, показ,
игра
похвала,
поощрение,
заучивание
стихов,
проговаривание
скороговорок
игра
Игровые,
словесные, лепка
букв из
пластилина
игра
То же+ чтение
слогов и слов
хором и
индивидуально
игра
Чтение с доски и
в тетрадях

1 Слово, слог,
звук,
предложение

20 ч.

2 Гласные звуки
и буквы

10 ч.

3 Сонорные и
согласные
звуки и Й

10 ч.

4 Звонкие и
глухие
согласные
5 Шипящие

12 ч.
8 ч.

Беседа,
игра

6 Буквы Ъ, Ь

4 ч.

Игра

Итого:

64
часа

Самостоятельная
творческая
деятельность
Те же

Контрольн
ый урок

То же

Картинки,
игрушки,
планшетки,
карандаши

Игра

пластилин

Настольная
игра

Те же

Контрольно
е чтение

Индивидуаль
ные тетради

Контр. урок

Индивидуаль
ные тетради

Та же

То же

Открытый
урок

11

1 Слово, слог,
звук,
предложение,
ударение

14 ч.

2 Алфавит,
работа над
техникой
чтения

24 ч.

3 Подготовка к
письму

8 ч.

4 Интеллектуальн 18 ч.
ые игры

Итого:

Третий год обучения
Беседа, Игровые,
игра
словесные,
наглядные,
поисковые,
создание
проблемных
ситуаций,
вопросы
поискового
характера
Беседа, Повторение букв,
игра
пропевание инд. и
хором,
составление
рассказов по
картинке, чтение
по ролям
игровая Показ,
объяснение,
моделирование
звуковой схемы,
чтение цепочкой
по ролям,
пересказ
беседа
Вопросы, показ,
повторение,
пересказ,
поощрение,
чтение по ролям,
цепочкой

Картинки,
игрущки,
планшетки,
микротексты

Контр. урок

Таблица букв
русского
алфавита,
картинки,
игрушки,
сказочные
персонажи
Наборное
полотно,
картинки,
микротексты

Контрольно
е чтение

Портреты
писателей,
книги,
иллюстрации
к
произведения
м

Игравикторина

Та же

64
часа

12

7. Литература
1. Иваненко А.П. «Подготовка к обучению грамоте в детском саду» Киев «Рядянська
школа» 1987г.
2. Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок». М.» Просвещение», 1998г.
3. Сохин С.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста, М.Просвещение, 1978.
4. Эльконин Д.Б. «Экспериментальный анализ начального обучения чтению. Вопросы
психологии учебной деятельности младших школьников». М., 1962г.
5. Чтение и письмо по системе Эльконина Д.Б. –М. Просвещение, 1993г.
6. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом –М. Просвещение
1991г.
7. Волина В.В. Занимательное азбуковедение – М.Просвещение, 1991г.
8. Арушанова А., ДуроваН., Рычагова Е. Истоки диалога Д.В. №2 2008г
9. Ельцова О., Беседа Д.В. №2 2008г.
10. Акулова Е., Познаём логические отношения Д.В. №8 2008
11.Уварова Т. Формирование навыков образования прилагательных от существительных с
использованием наглядно-игровых средств. Д.В. №2 2009г.
12. Кудрова Т., К вопросу обследования фонематических процессов у старших
дошкольников. Д.В. №1 2009г.

13

Содержание
1. Пояснительная записка
1.1.
Краткая характеристика изучаемого предмета
1.2.
Цель программы
1.3.
Задачи
1.4.
Продолжительность освоения программы и режим занятий
1.5.
Характеристика учащихся, которым адресована программа
1.6.
Формы и методы проведения занятий
1.7.
Ожидаемые результаты
1.8.
Критерии и формы оценки качества знаний
2. Учебно-тематический план и содержание 1-го года обучения
2.1.
Задачи
2.2.
Учебно-тематический план
2.3.
Содержание программы
2.4.
Ожидаемые результаты
3. Учебно-тематический план и содержание 2-го года обучения
3.1.
Задачи
3.2.
Учебно-тематический план
3.3.
Содержание программы
3.4.
Ожидаемые результаты
4. Учебно-тематический план и содержание 3-го года обучения
4.1.
Задачи
4.2.
Учебно-тематический план
4.3.
Содержание программы
4.4.
Ожидаемые результаты
5. Материально-техническое освоение программы
6. Методическое обеспечение программы
6.1.
Методическое обеспечение программы 1-го года обучения
6.2.
Методическое обеспечение программы 2-го года обучения
6.3.
Методическое обеспечение программы 1-го года обучения
7. Литература

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.