Психологический портрет ребенка 4-5 лет (средний возраст)
В данный возрастной период у детей:
* Ведущая потребность – познавательная активность, потребность в общении.
* Ведущая психологическая функция – наглядно-образное мышление.
* Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.
* Возрастные новообразования - контролирующая функция речи, появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре, появление элементов произвольности (в психических процессах и поведении), появление внеситуативно-личностной формы общения с взрослым.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА:
* Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
* Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).
* Повышается познавательная активность.
* Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником (взаимодействие по предметам, которые можно увидеть, потрогать, рассмотреть).
* Проявляется интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
* Усложняется сюжетно-ролевая игра.
* Появляется осознанность собственных действий.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:
* Создавать условия для развития творческого воображения.
* Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.
* Создавать условия для проявления познавательной активности.
* Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
* Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности. |