Психологический портрет ребенка 3-4 лет (младший возраст)
Основная цель данного возраста:
* Осознание своего «Я», своей активности, своей деятельности.
* Переживание своей самостоятельности, личностной автономии.
Находясь на границе между ранним и дошкольным возрастом дети пребывают в кризисной ситуации, когда пересматриваются устои старой системы социальных \семейных отношений и устанавливаются требования личностной автономии ребенка.
Основные черты, характерные для поведения ребенка в период кризиса 3 лет, составляют так называемое семизвездие:
1. Негативизм
Ребенок научился поступать вопреки своему собственному желанию. Он противится не самому действию, а требованию или просьбе взрослого. Строгие приказы лишь провоцируют приступы негативизма. Негативизм может быть избирательным: ребенок отказывается выполнять просьбы одного взрослого. В сложных ситуациях негативизм доходит до абсурда: ребенок все делает наоборот.
Негативизм отличается от непослушания.
Непослушание адресовано содержанию действия – делать что-то не хочется, другое действие сделаю с удовольствием.
Негативизм адресован человеку – даже если хочется что-то сделать, откажусь из-за принципа.
2. Упрямство
Реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам сказал об этом взрослому и требует, чтобы с его мнением считались.
Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок может не хотеть или уже расхотеть чего – либо.
Упрямство отличается от непослушания.
Если ребенок не хочет отступать от своего слова – это упрямство.
Если ребенок продолжает делать что-то свое, настаиваю и не соглашаясь со взрослым – это непослушание.
3. Строптивость
Направлена не на отдельного человека, а против сложившейся системы взаимоотношений, норм поведения в семье. Ребенок хочет стать полноправным членом семьи со своим выбором норм и правил поведения.
4. Своеволие
Проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам - тенденция к самостоятельности.
5. Протест – бунт
Поведение ребенка носит протестующий характер, он находится в состоянии войны: конфликты, частые ссоры с родителями.
6. Обесценивание
Обесценивается то, что было привычно, интересно раньше начинает грубить, ругаться, ломать любимую игрушку, портить знакомые вещи, сопротивляться правилам поведения, которые легко выполнял и т.д.
7. Деспотизм
Характерен для семей с одним ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, добиться полного исполнения всех своих желаний. В семьях с несколькими детьми данная черта может быть заменена на ревность, т.е. борьбу за власть.
В этот период жизни ребенка взрослые могут испытывать трудности взаимодействия с ним, т.к. маленький забавный малыш «вдруг» превращается в упрямое, строптивое, деспотичное создание. Учитывая протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего нормы и формы опеки, сложившиеся в раннем возрасте, взрослые также должны пересмотреть свои требования к воспитанию: заменить авторитарный стиль взаимодействия и гиперопеку на партнерские отношения, предоставляя ребенку разумную самостоятельность.
Общие психологические черты возраста:
Психические процессы
* Все процессы: внимание, память носят непроизвольный характер.
* Ребенку необходима постоянная наглядность, действия по образцу: наглядно- действенное мышление плавно переходит в наглядно- образное.
* Процесс восприятие должен получать подпитку через все органы чувств: тактильные, мышечные, зрительные, обонятельные, слуховые ощущения.
* Воображение в данном возрасте больше воссоздающее - опирающееся на имеющийся опыт, творческого еще нет.
* Память тоже непроизвольная: запоминается что-то яркое, ритмичное, новое.
* Чем больше взаимодействий с разными предметами, тем лучше интеллект.
Общение
* От общения с матерью ребенок переходит к общению со сверстниками - новые социальные условия, идет в детский сад, меняется привычный образ жизни, меняется стиль общения.
* Общение происходит в процессе совместной деятельности, практических действий.
Речь
* Носит предметный характер - название предметов, описание их свойств, действий с ними.
* Диалогическая речь еще бедна, ребенок слышит только себя.
Игра
* Дети эгоцентричны, играют пока рядом. Не понимают желаний другого, могут быть агрессивны – ударить, толкнуть.
* Сверстника воспринимают как игрушку или как объект для наблюдения и подражания.
* Предметно - манипулятивная деятельность переходит в сюжетную игру, предметы, роли, правили игры, реальные действия реальных людей.
* Длительность игры 10-15 минут.
* Появление предметов – заместителей.
Эмоциональное развитие
* Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи. Он не может их контролировать и сдерживать: ограничивают их только поощрения или наказания взрослых.
* Зарождается фон сопереживания.
* При трудной ситуации могут возникать эмоциональные вспышки гнева или плача.
* Легко отвлекается на что-либо интересное или новое
* Зарождается самосознание 2 года – узнавание себя в зеркале, разговор о себя не по имени, а от третьего лица.
* Самооценка завышена.
* Переживания становятся глубже и сложнее.
* Сильной мотивации в действиях и поступках нет.
Что важно учитывать при воспитании в период кризиса:
* Единодушие среди взрослых в воспитании.
* Авторитет и положительный пример со стороны взрослых – «Делай как я».
* Спокойствие и терпение.
* Последовательность и требовательность в своих словах и поступках.
* Уверенность в себе и своих воспитательских силах - Держите обещания, стойте на своем, умейте сказать «нет».
И помните, – «Личность может воспитать только личность». |