Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
ГБДОУ детский сад комбинированного вида
Центрального района Санкт-Петербурга
РАДУГА

Регистрация | Вход
Категории
Педагог- психолог [15]
Инструктор по физической культуре [6]

Страница руководителя
Тимофеева
Наталья Николаевна

Достижения наших воспитанников

Чат

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Педагоги » Педагог- психолог

Психологический портрет ребенка 3-4 лет (младший возраст)
16.04.2017, 21:42

Психологический портрет ребенка 3-4 лет (младший возраст)

Основная цель данного возраста:

* Осознание своего «Я», своей активности, своей деятельности.

* Переживание своей самостоятельности, личностной автономии.

Находясь на границе между ранним и дошкольным возрастом дети пребывают в кризисной ситуации, когда пересматриваются устои старой системы социальных \семейных отношений и устанавливаются требования личностной автономии ребенка.

Основные черты, характерные для поведения ребенка в период кризиса 3 лет, составляют так называемое семизвездие:

1. Негативизм

Ребенок научился поступать вопреки своему собственному желанию. Он противится не самому действию, а требованию или просьбе взрослого. Строгие приказы лишь провоцируют приступы негативизма. Негативизм может быть избирательным: ребенок отказывается выполнять просьбы одного взрослого. В сложных ситуациях негативизм доходит до абсурда: ребенок все делает наоборот.

Негативизм отличается от непослушания.

Непослушание адресовано содержанию действия – делать что-то не хочется, другое действие сделаю с удовольствием.

Негативизм адресован человеку – даже если хочется что-то сделать, откажусь из-за принципа.

2. Упрямство

Реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам сказал об этом взрослому и требует, чтобы с его мнением считались.

Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок может не хотеть или уже расхотеть чего – либо.

Упрямство отличается от непослушания.

Если ребенок не хочет отступать от своего слова – это упрямство.

Если ребенок продолжает делать что-то свое, настаиваю и не соглашаясь со взрослым – это непослушание.

3. Строптивость

Направлена не на отдельного человека, а против сложившейся системы взаимоотношений, норм поведения в семье. Ребенок хочет стать полноправным членом семьи со своим выбором норм и правил поведения.

4. Своеволие

Проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам - тенденция к самостоятельности.

5. Протест – бунт

Поведение ребенка носит протестующий характер, он находится в состоянии войны: конфликты, частые ссоры с родителями.

6. Обесценивание

Обесценивается то, что было привычно, интересно раньше начинает грубить, ругаться, ломать любимую игрушку, портить знакомые вещи, сопротивляться правилам поведения, которые легко выполнял и т.д.

7. Деспотизм

Характерен для семей с одним ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, добиться полного исполнения всех своих желаний. В семьях с несколькими детьми данная черта может быть заменена на ревность, т.е. борьбу за власть.

В этот период жизни ребенка взрослые могут испытывать трудности взаимодействия с ним, т.к. маленький забавный малыш «вдруг» превращается в упрямое, строптивое, деспотичное создание. Учитывая протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего нормы и формы опеки, сложившиеся в раннем возрасте, взрослые также должны пересмотреть свои требования к воспитанию: заменить авторитарный стиль взаимодействия и гиперопеку на партнерские отношения, предоставляя ребенку разумную самостоятельность.

Общие психологические черты возраста:

Психические процессы

* Все процессы: внимание, память носят непроизвольный характер.

* Ребенку необходима постоянная наглядность, действия по образцу: наглядно- действенное мышление плавно переходит в наглядно- образное.

* Процесс восприятие должен получать подпитку через все органы чувств: тактильные, мышечные, зрительные, обонятельные, слуховые ощущения.

* Воображение в данном возрасте больше воссоздающее - опирающееся на имеющийся опыт, творческого еще нет.

* Память тоже непроизвольная: запоминается что-то яркое, ритмичное, новое.

* Чем больше взаимодействий с разными предметами, тем лучше интеллект.

Общение

* От общения с матерью ребенок переходит к общению со сверстниками - новые социальные условия, идет в детский сад, меняется привычный образ жизни, меняется стиль общения.

* Общение происходит в процессе совместной деятельности, практических действий.

Речь

* Носит предметный характер - название предметов, описание их свойств, действий с ними.

* Диалогическая речь еще бедна, ребенок слышит только себя.

Игра

* Дети эгоцентричны, играют пока рядом. Не понимают желаний другого, могут быть агрессивны – ударить, толкнуть.

* Сверстника воспринимают как игрушку или как объект для наблюдения и подражания.

* Предметно - манипулятивная деятельность переходит в сюжетную игру, предметы, роли, правили игры, реальные действия реальных людей.

* Длительность игры 10-15 минут.

* Появление предметов – заместителей.

Эмоциональное развитие

* Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи. Он не может их контролировать и сдерживать: ограничивают их только поощрения или наказания взрослых.

* Зарождается фон сопереживания.

* При трудной ситуации могут возникать эмоциональные вспышки гнева или плача.

* Легко отвлекается на что-либо интересное или новое

* Зарождается самосознание 2 года – узнавание себя в зеркале, разговор о себя не по имени, а от третьего лица.

* Самооценка завышена.

* Переживания становятся глубже и сложнее.

* Сильной мотивации в действиях и поступках нет.

 

Что важно учитывать при воспитании в период кризиса:

* Единодушие среди взрослых в воспитании.

* Авторитет и положительный пример со стороны взрослых – «Делай как я».

* Спокойствие и терпение.

* Последовательность и требовательность в своих словах и поступках.

* Уверенность в себе и своих воспитательских силах - Держите обещания, стойте на своем, умейте сказать «нет».

 

И помните, – «Личность может воспитать только личность».

Категория: Педагог- психолог | Добавил: Marina
Просмотров: 2333 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт

Поиск



Вышестоящие организации
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Комитет по образованию Санкт-Петербурга
  • Администрация Центрального района
  • Отдел образования администрации Центрального района

  • Горячая линия
  • Электронная приёмная Губернатора СПб
  • Электронная приёмная прокуратуры СПб
  • Специальная линия «Нет коррупции»