Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
ГБДОУ детский сад комбинированного вида
Центрального района Санкт-Петербурга
РАДУГА

Регистрация | Вход
> >
Категории
Педагог- психолог [15]
Инструктор по физической культуре [6]

Страница руководителя
Тимофеева
Наталья Николаевна

Достижения наших воспитанников

Чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Педагоги » Инструктор по физической культуре

Какое физическое качество самое главное?
12.02.2016, 18:00

Какое физическое качество самое главное?

Как учителя все время спорят по поводу того, какой урок важнее, так и физические качества все время соревнуются между собой. Если поспрашивать детей, да и взрослых тоже, какое физическое качество можно назвать самым главным, без которого очень трудно обойтись, еще неизвестно, что за ответы мы получим. Сила, быстрота, выносливость, гибкость… Но давайте попробуем разобраться, а что вообще мы сможем сделать, если наши движения не будут скоординированы? Да ничего! Такой категорический ответ — повод разобраться в том, что же такое «координация движений» и почему так важна она для детей.

Послушно ли детское тело?

По сути, речь идет об умении управлять всеми звеньями своего тела. Кажется, чего же тут такого? Ну, плохо я управляю своим телом, делов-то? Однако плохо управлять — значит, плохо ходить, плохо держать ручку, ложку, не говоря уже о каких-то более сложных действиях. Представим простой пример: на нас медленно едет машина (не дай Бог, конечно!). Чтобы увернуться, нужно применить силу, но как и куда мы ее применим, зависит от координации движений. Каким бы ни был сильным человек, если он не знает или не понимает, как напрячь ту или иную мышцу, как последняя работает, то никогда и с места не сдвинется, даже будучи самым великим силачом на свете. Или станет совершать невразумительные, непонятные движения, которые вряд ли помогут ему уйти с линии опасности. Да и быстрота с гибкостью тут не помогут: хаотичные движения просто окажутся быстрее. А выносливость в данном случае тем более не поможет.

Конечно, обращать внимание надо на все физические качества, но силу, выносливость и даже гибкость вполне можно развивать и в среднем школьном возрасте, и в старшем, а вот с координацией движений дело обстоит намного хуже. Если упустить нужный момент, то в дальнейшем добиться от ребенка хорошего результата будет намного сложнее.

Развитием координационных способностей малышей начинают заниматься еще в детском саду. Ребенок, однако, продолжает расти — меняются его сознание, восприятие мира и конечно же параметры тела. Если у взрослого человека на серьезные изменения, обычно уходят годы (появление животика или наоборот, похудение, например), то у детей все происходит очень быстро. Из этого следует, что ребенку постоянно приходится подстраиваться под свое тело, под новые физические возможности. А впереди — пубертатный период, когда дети меняются еще быстрее…

Специалисты считают, что все базовые умения, навыки, координационные возможности закладываются именно в детсадовский и начальный школьный периоды.

Великолепная «шестерка»

Что же, собственно, это такое — координация движений? Если отвечать на этот вопрос без теоретизирований, а ограничиться сугубо практической информацией, мы получим такой перечень:

1. Способность к ориентации в пространстве, а точнее, способность удерживать произвольные и непроизвольные движения в нужном направлении; умение определять положение своего тела или его частей в пространстве (это легко проверить, закрыв глаза и попробовав сделать несколько простых движений — например, руки в стороны, вперед и т.п.: чем лучше развита способность ориентироваться, тем ровнее получается их держать)

2. Способность к равновесию, т.е. способность удерживать тело в равновесии или восстанавливать его

3. Способность уравновешивать предметы (например, удерживать вертикально гимнастическую палку на ладони)

4. Способность выполнять движения в заданном (или произвольном) ритме или, если говорить более сложно, — умение определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта на основе переработки слуховой, зрительной, двигательной и кинетической информации 

5. Способность к дифференцированию, т.е. способность осуществлять безопасное, точное, максимально экономичное движение. Особое внимание нужно уделять дозированному применению силы (в качестве примера можно привести эпизод из фильма, когда мальчик попросил у волшебника силу, и тот ему ее дал, однако малыш после этого не мог даже дверь открыть — ручку отрывал). Это качество еще можно назвать «мышечным чувством», основой которого являются точность, тонкость ощущения и восприятия при выполнении любых двигательных действий.

6. Способность к произвольному мышечному расслаблению. Речь идет об умении оптимально согласовывать напряжение и расслабление. Это очень важное умение: как известно, мастера в любом деле всегда умеют вовремя расслабляться (иначе сил на все не хватит).

Все движения — игра!

Координация движений, как мы выяснили, складывается из множества компонентов. Развивать надо каждый из них. И это задача не только для инструкторов физкультуры. Физкультминутки в детском саду и в школе по общеобразовательным предметам еще никто не отменял: как утверждают зарубежные исследователи, они положительно сказываются на показателях интеллектуальной деятельности. Почему бы не добавить в физкультминутку и одно-два упражнения на развитие координации движений? Однако перекладывать заботу о развитии координации движений ребенка на детский сад и школу полностью нельзя. Родители тоже могли бы принять участие в этом процессе. От них не потребуется ничего сверхъестественного — достаточно просто поиграть с ребенком. Немножко, хотя бы 2–3 минуты в день. Вот несколько игр, которые помогут и развить координацию движений, и весело провести время.

Зеркало

Родитель и ребенок встают напротив друг друга. Родитель выполняет различные движения руками или ногами (руки вперед, в стороны, правая вверх, левая вниз, круги прямыми руками и т.п.), а ребенок старается в точности их воспроизвести, но зеркально (если движение показывается правой рукой, ребенок выполняет его левой и т.д.). Начинать лучше с простых движений, делая их не очень быстро, чтобы ваше чадо успевало их повторять. Очень важно, чтобы и показывающий, и выполняющий старались выполнять движения максимально четко. Когда ребенок усвоит игру, он сам может стать ведущим и предлагать свои движения.

Запрещенное движение

Выбирается какое-то одно движение, которое в этой игре нельзя делать, — поднимать обе руки вверх, например. Взрослый показывает движения, а ребенок их повторяет. Потом, как бы невзначай, ведущий поднимает обе руки вверх. Если малыш повторяет это движение, т.е. ошибается, он проигрывает одно очко. Если детей много, то в наказание ошибающихся можно просить их делать шаг вперед. Так сразу будет видно, кто ошибся большее количество раз.

Не спеши

Эта игра посложнее. В ней ведущий, как обычно, показывает упражнения, а дети повторяют не то движение, которое он показывает в данный момент, а предыдущее. Вначале ведущий показывает первое упражнение. Никто ничего не повторяет. Затем он переходит ко второму упражнению, а дети начинают выполнять первое и делают его до тех пор, пока ведущий не начнет показывать следующее, и так далее. Тех, кто ошибся, тоже можно попросить делать шаг вперед.

Запоминаем временной отрезок

Для этого упражнения потребуется секундомер. Сначала договариваетесь с ребенком, какой временной отрезок будете запоминать. Пусть это будет, например, 15 секунд. Вначале ведущий командует «Внимание!» и засекает время. Пока время идет, он отмечает: «Прошло пять секунд… десять… пятнадцать» или показывает ребенку секундомер. Тот в свою очередь пытается запомнить этот промежуток времени (отсчитывать секунды про себя или просто ориентироваться на свои ощущения). Затем, после команды «Марш», ребенок сам старается отсчитать нужное время. Как только малыш решил, что 15 секунд прошли, он поднимает руку, а ведущий останавливает секундомер. Теперь можно посмотреть, насколько ребенок ошибся. С первого раза не получилось? Ничего страшного, попробуйте еще. Слишком легко? Увеличьте временной интервал (25–40 секунд вполне достаточно).

Это лишь некоторые игры, помогающие развивать координацию движений у детей. Творите, придумывайте и не давайте ребенку скучать. Ему должно быть интересно делать то, что приносит пользу.

 

Категория: Инструктор по физической культуре | Добавил: Marina
Просмотров: 1245 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт

Поиск



Вышестоящие организации
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Комитет по образованию Санкт-Петербурга
  • Администрация Центрального района
  • Отдел образования администрации Центрального района

  • Горячая линия
  • Электронная приёмная Губернатора СПб
  • Электронная приёмная прокуратуры СПб
  • Специальная линия «Нет коррупции»